Интернет-приемная

Рассмотрение обращений, личный прием граждан, эффективная реализация поставленных перед органами прокуратуры задач при разрешении письменных и устных заявлений и жалоб занимает значительное место в общем объеме работы прокуратуры края и является одним из основных направлений ее правозащитной деятельности.

Увеличение количества обращений  связано с процессами, происходящими в обществе, повышением эффективности работы с обращениями на всех этапах их рассмотрения, регулярными выступлениями работников прокуратуры в средствах массовой информации, оказанием действенной помощи в защите прав граждан в суде, приемом обращений по электронной почте.

Заявления, жалобы и иные обращения позволяют прокурорам получить информацию о нарушениях прав и законных интересов граждан, правонарушениях, о состоянии законности в деятельности органов власти, хозяйствующих субъектов и должностных лиц и использовать их в планировании надзорной деятельности органов прокуратуры.

Анализ статистических данных показывает ежегодный рост числа поступающих в органы прокуратуры края обращений.

В 2015 г. зарегистрировано 89 985 (+10 448) обращений.

Наблюдается увеличение количества разрешенных и удовлетворенных обращений.

Объем разрешенных жалоб в анализируемый период  увеличился  с 48 2211 до 50 330 (+2 109).

Количество обоснованных обращений  также возросло  на 1,3%  с  9 588  в 2014 г. до 10 653 (+ 1065). При этом, как и в предыдущий период, в 2015 г. практически каждое пятое обращение признано обоснованным (21,1%).

По результатам рассмотрения  обращений, касающихся нарушения трудовых прав, на нарушения в сфере ЖКХ, как и в АППГ удовлетворено каждое второе обращение.  

Каждое  третье заявление на нарушения в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, в области окружающей среды и природопользования признано обоснованными.

Удовлетворено каждое пятое заявление на нарушение жилищного законодательства, о соблюдении законов об исполнительном производстве.

Для обеспечения прав граждан прокурорами использовались различные эффективные методы работы. Организовывались выезды в труднодоступные населенные пункты и на предприятия для проведения личного приема.

Увеличение числа актов прокурорского реагирования по обращениям граждан в определенной степени объясняется принимаемыми в 2015 году мерами по повышению качества прокурорского надзора по всем направлениям деятельности. 

В связи с выявленными 19 497  нарушениями в организациях, органах власти и местного самоуправления прокурорами внесено  3 624 (+14)   представлений об устранении нарушений закона. По протестам прокуроров отменено и приведено в соответствие с законом 411 (-62) незаконных правовых акта. О недопустимости нарушений закона предостережено 160 (+24) должностных лиц. В суды заявлено 5 371 (+464) иск. В отношении  должностных лиц  возбуждено 1 331 (+250) дело об административных правонарушениях, из них 74 (+27) на действия и решения   должностных лиц органов местного самоуправления.

Результаты надзорной деятельности свидетельствуют, что должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления и организаций продолжают допускать значительное количество нарушений  закона в этой сфере.

Во многих случаях ненадлежащее реагирование на обращение граждан, непринятие мер по восстановлению законных прав и интересов заявителей приводило их в органы  прокуратуры края за защитой и справедливостью.

Все горрайпрокуроры  проводили проверки в органах государственной власти и местного самоуправления по соблюдению должностными лицами требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В ходе проверок в части соблюдения сроков и порядка разрешения жалоб граждан  в органах государственной власти и администрациях городов  и районов края выявлено  1 220 (+265) нарушений. По постановлениям  прокуроров в отношении глав администраций городов и районов, других должностных лиц,  допустивших волокиту при рассмотрении обращений, возбуждались административные производства по ст.5.59 КоАП РФ, в связи с чем  114 (+23) должностных лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафа. По результатам проверок по 305 (+27) представлениям к дисциплинарной ответственности привлечено 215 (+56)  человек. На незаконные правовые акты принесено  5 (-21) протестов.

В числе обратившихся с заявлениями в органы прокуратуры  значительную часть составляют пенсионеры, инвалиды, работники бюджетной и производственной сферы, многодетные и малообеспеченные семьи.

От депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации и местных представительных органов поступило и  разрешено 1 044 (+169) или 2% обращений в интересах конкретных граждан, из них удовлетворено  260 (+80) или 24,9% (+4,2%).

В том числе от депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поступило 292 (+142) иди 0,5% обращение, из них удовлетворено 59 (+42) или 20,2%.

От депутатов Законодательного Собрания Красноярского края и местных представительных органов  разрешено 750 (+25) или 1,4% обращение, из них удовлетворено 199 (+36)  или 26,4%. 

В своих обращениях депутаты просили рассмотреть жалобы граждан, провести проверки, о результатах сообщить заявителям и им.

Обращения депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и Законодательного Собрания Красноярского края разрешались в строгом соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Из управления Президента Российской Федерации  по работе с обращениями граждан  поступило 952 (+114) жалобы.

В том числе от полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и его аппарата в 2015 году  поступило обращений в интересах граждан  6 (-6).

Из приемной Президента Российской Федерации в Красноярском крае поступило 94 (+11) заявления.

По ряду обращений доводы заявителей нашли свое подтверждение, в связи с чем принимались меры реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав граждан.

Количество  жалоб по вопросам социально-экономической  направленности возросло на 2,4%.

Всего  таких жалоб разрешено 31 923 (+2 470) или 63,4% от общего числа разрешенных. При этом на 0,6% больше обращений  признано обоснованными. Всего их удовлетворено 9 238 (+917) или 28,9%. То есть,  как и в АППГ, каждый  третий – четвертый обратившийся восстановил частично или полностью свои права.

Самыми распространенными остаются жалобы на нарушения трудового (7622), жилищного (2485) законодательства, на нарушения в сфере ЖКХ (3271), о соблюдении законов об исполнительном производстве (1719), в сфере соблюдения прав и интересов  несовершеннолетних (1685), законодательства об административных правонарушениях (1376). Указанные нарушения носят повсеместный характер и требуют от прокуроров  постоянного внимания и готовности к принятию незамедлительных мер для восстановления законных интересов лиц, обратившихся за защитой.

По результатам рассмотрения обращений, касающихся нарушения трудовых прав, удовлетворено каждое второе обращение (54,4%), каждое пятое заявление признано обоснованным на нарушения жилищных  прав (21,7%), об исполнительном производстве  (21,5%), на  нарушение земельных прав (20,4%).

Не во всех случаях надлежащим образом оформляются трудовые отношения с работниками, в результате чего не предоставляются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Выявляются факты незаконного увольнения работников. Распространены нарушения законодательства об охране труда.

Актуальными остаются вопросы своевременной выплаты заработной платы. Поэтому прокуроры продолжают практиковать встречи с трудовыми коллективами для восстановления нарушенных прав и снятия социальной напряженности. Обычно разъяснения трудового законодательства заканчиваются направлением прокурору жалоб от работников, чьи права оказываются нарушенными. По результатам проверок доводов заявителей прокурорами заявлены иски о взыскании задолженности по оплате труда, возникшей, в том числе, из-за неправильного применения законоположений о МРОТ.

Прокурорами Советского и Октябрьского районов г. Красноярска по результатам бесед в трудовых коллективах о соблюдении норм закона о своевременной выплате заработка в суды заявлено около 300 исков на сумму свыше 5 млн. рублей.

Не утратили своей значимости проблемы, связанные с нарушением жилищного законодательства.

Основной причиной поступления жалоб на нарушения жилищного законодательства остается по-прежнему бездействие контролирующих органов, органов местного самоуправления. Авторы обращений  жалуются на   необоснованное изменение очередности, на нарушение прав  при переселении из ветхих и аварийных домов, на нарушения управляющими компаниями и ТСЖ норм жилищного законодательства, неисполнение ими решений общих собраний собственников и т.д.

На нарушения в сфере ЖКХ  разрешено 3 271 (+5) обращение.

Практически каждое третье такое обращение подлежит удовлетворению, принимаются меры прокурорского реагирования.

Ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию ответственными лицами общедомового имущества собственников помещений в МКД выявлено большинством прокуроров городов и районов края.

К примеру,  в прокуратуру г. Дивногорска  поступило 538 обращений  на нарушение  в сфере ЖКХ, из которых обоснованными признано 435 жалоб. При этом в  большинстве своем нарушенные права граждан восстановлены путем обращения прокурора с исковыми заявлениями в суд, которые рассмотрены и удовлетворены.

На нарушения законодательства в сфере защиты прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  разрешено 211 (+13) обращений. Заявления поступали на действия и решения должностных лиц государственных органов власти, органов местного самоуправления, сотрудников полиции. Доводы заявителей нашли свое подтверждение  в 37  случаях, в связи с чем, оперативно приняты меры прокурорского реагирования.

К примеру, по обращению индивидуального предпринимателя Сурового И.И. о нарушении Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю законодательства о государственном контроле при проведении проверки в отношении предпринимателя установлено, что Управлением проведена проверка, не включенная в сводный план. Указанное явилось основанием для внесения представления руководителю Управления, которое рассмотрено и удовлетворено.

Взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Красноярском крае и их аппаратов позволяет совместными усилиями выявлять и устранять допущенные нарушения, защищать права граждан, анализировать характер обращений и принимать меры прокурорского реагирования по всем фактам допущенных нарушений, привлекать виновных к предусмотренной законом ответственности.

Важнейшей составляющей надлежащей организации разрешения обращений, всестороннего и объективного изучения поступающей информации о состоянии законности и правопорядка является деятельность органов прокуратуры по личному приему заявителей.

В 2015 г. в органах прокуратуры края принято более 23 тысяч граждан, в том числе лично прокурорами и их заместителями более  8 тыс.   

Прокурором края и его заместителями принято  366 (+33) граждан, из них в ходе  выездов в территории, приемную Президента Российской Федерации в Красноярском крае принято 235 (+47) или 64%. По результатам проведенных проверок обоснованными, либо частично обоснованными признаны 24 обращения или 12,2 %.

Прием граждан с выездом на места проведен руководителями прокуратуры края в 25 (+7) районах края: Кежемском, Партизанском, Богучанском, Саянском, Северо-Енисейском, Сухобузимском, Таймырском, Ужурском,  Емельяновском, Курагинского, Козульского, Шарыповском, Ачинском, Балахтинском, Нижнеингашском, Шушенского, Иланском, Канском, Тасеевском   районах, г.г. Игарка, Лесосибирск, Дивногорск, Сосновоборск ЗАТО г. Железгогорск, Зеленогорск.

В основном граждане обращались по вопросам на нарушения жилищного, трудового, пенсионного, земельного законодательства, выражали несогласие с решениями судов, жаловались на действия органов предварительного расследования.

В целом в 2015 г. работа в органах прокуратуры Красноярского края на данном направлении строилась в соответствии с требованиями федерального законодательства и приказами Генерального прокурора Российской Федерации, что позволило результативно обеспечить имеющимися мерами реагирования восстановление  нарушенных прав граждан.

 

Личный прием граждан прокурором Красноярского края, его заместителями, иными должностными лицами аппарата прокуратуры края осуществляется не реже  одного раза в неделю по предварительной записи в соответствии с графиком личного приема граждан, утверждаемым прокурором края, в  рабочих кабинетах по адресу: город Красноярск, пр. Мира, 32.

Запись граждан на личный прием к прокурору края, его заместителям, при наличии оснований, осуществляется старшим помощником прокурора края по рассмотрению обращений и приему  граждан в соответствии с утвержденным прокурором края графиком приема путем подачи гражданином письменного ходатайства или по телефону (8 (391) 2274248), с учетом  содержания обращения и компетенции должностных лиц прокуратуры  края.

                     Прием осуществляется:

- прокурором  края Савчиным  Михаилом  Михайловичем по понедельникам с 16 до 18 часов;

- первым заместителем прокурора края Блошкиным Александром Геннадьевичем по вторникам с 10 до 13 часов;

- заместителем прокурора края Белогуровым Сергеем Викторовичем по вторникам с 14 до 18 часов;

- заместителем прокурора края Боровковым Александром Николаевичем по средам с 16 до 18 часов;

- заместителем прокурора края Нарковским Олегом Дмитриевичем по четвергам с 16 до 18 часов.

Руководителями структурных подразделений аппарата прокуратуры края  принимаются граждане ежедневно в рабочих  кабинетах.

Дежурные прокуроры принимают граждан ежедневно в административном здании прокуратуры края по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 32, в   специально отведенном помещении на 1 этаже с 9 до 18 часов. В выходные и в праздничные дни прием граждан осуществляется  с 9 до 12 часов.

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации личного приема граждан

в аппарате прокуратуры  Красноярского края

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации», приказом  Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», иными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Красноярского края, с целью установления единого порядка приема граждан и совершенствования работы по рассмотрению обращений, поступивших в ходе личного приема.

1.2. График личного приема граждан, ящик «Для обращений и заявлений» размещаются в доступном  для граждан месте. Информация о порядке и времени осуществления личного приема граждан в прокуратуре края, о наименовании должностей и контактных реквизитах должностных лиц прокуратуры края, осуществляющих личный прием, размещается на официальном  сайте прокуратуры Красноярского края в сети Интернет.   

1.3. Личный прием граждан прокурором Красноярского края, первым заместителем, заместителями прокурора края (далее - руководители прокуратуры), осуществляется не реже  одного раза в неделю по предварительной записи в соответствии с графиком личного приема граждан.

Прием осуществляется:

- прокурором  края Савчиным  Михаилом  Михайловичем по понедельникам с 16 до 18 часов;

- первым заместителем прокурора края  Блошкиным Александром Геннадьевичем по  вторникам с 10 до 13 часов;

- заместителем прокурора края Белогуровым Сергеем Викторовичем по вторникам с 14 до 18 часов;

- заместителем прокурора края Боровковым Александром Николаевичем по средам с 16 до 18 часов;

- заместителем прокурора края Нарковским Олегом Дмитриевичем по четвергам с 16 до 18 часов.

1.4. Руководителями структурных подразделений аппарата прокуратуры края  граждане принимаются ежедневно в рабочих  кабинетах.

1.5. Дежурные прокуроры принимают граждан ежедневно в соответствии с приказом прокурора края от 19.09.2013 № 537 «Об утверждении Положения об организации дежурства в органах прокуратуры Красноярского края», в административном здании прокуратуры края, в   специально отведенном помещении на 1 этаже с 9 до 18 часов. В субботние и в праздничные дни прием граждан осуществляется  с 10.00  до 12.00 часов.

2. Порядок приема граждан по предварительной записи и в соответствии с графиком личного приема граждан

 

2.1. Запись граждан на личный прием к прокурору края, его заместителям, при наличии оснований, осуществляется старшим помощником прокурора края по рассмотрению обращений и приему  граждан, путем подачи гражданином письменного ходатайства или по телефону, с учетом  содержания обращения и компетенции должностных лиц прокуратуры  края.

2.2. При записи на прием старший помощник  прокурора края  по рассмотрению обращений и приему граждан уточняет существо вопроса, с которым обратился гражданин (должностное лицо), мотивы обращения, а также изучает соответствующие документы для определения оснований записи на личный прием.

2.3. По результатам рассмотрения ходатайства о личном приеме гражданин уведомляется о времени и порядке приема либо об отказе в личном приеме.

2.4. Подготовительная работа по организации личного приема граждан проводится старшим  помощником прокурора края по рассмотрению обращений и приему граждан во взаимодействии с работниками управлений и отделов аппарата прокуратуры края и подчиненных прокуратур. При необходимости старший помощник прокурора края  по рассмотрению обращений и приему граждан получает от вышеуказанных подразделений дополнительную информацию и необходимые материалы по существу обращения гражданина.

2.5. По обращениям, принятым на личном приеме руководителями прокуратуры края, принимается решение и дается на них ответ в соответствии с требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального  прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45  и  указанием руководителя прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.

2.6. Старший  помощник прокурора края по рассмотрению обращений и приему граждан до начала личного приема предоставляет соответствующему должностному лицу прокуратуры края сведения о гражданах, записавшихся на личный прием.

2.6.1. Прокурор края принимает граждан, обжалующих решения первого заместителя, заместителей прокурора края.

2.6.2. Первый заместитель, заместители прокурора края осуществляют прием граждан, обжалующих решения, принятые руководителями курируемых подразделений  аппарата прокуратуры края.

2.6.3. Руководители структурных подразделений осуществляют прием граждан по обращениям, находящимся на рассмотрении в подразделении, а также граждан, обжалующих действия и решения горрайспецпрокуроров.

2.7. Должностные лица прокуратуры края перед осуществлением личного приема изучают необходимые материалы, надзорные производства.

2.8.   Личный прием граждан ведется в порядке очередности согласно
предварительной записи.

2.8.1. Личный прием граждан должностными лицами прокуратуры края вне  рамок утвержденного графика проводится по указанию прокурора края или заместителей прокурора края в соответствии с их компетенцией. В этом случае организацию личного приема осуществляет старший помощник прокурора края по рассмотрению обращений и приему граждан.

2.9. При проведении личного приема граждан руководители прокуратуры края вправе привлекать работников аппарата прокуратуры края, руководителей и работников подчиненных прокуратур.

2.9.1. Прокурор края при осуществлении личного приема может приглашать представителей органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных специальной компетенцией по предмету обращения.

2.10. Порядок предварительного разрешения обращения, поступившего
на личном приеме, определяется руководителем прокуратуры края, проводившим личный прием граждан.

2.10.1. Обращение может быть рассмотрено должностным лицом, проводившим личный прием, или адресовано для рассмотрения другим должностным лицам аппарата прокуратуры края или подчиненных прокуратур в соответствии с их полномочиями.

2.10.2. Если разрешение вопросов, поставленных в обращении, не относится к компетенции прокуратуры края и подчиненных прокуратур, то должностное  лицо прокуратуры края, проводившее личный прием,  направляет письменное обращение  соответствующим  органам государственной власти,  местного самоуправления, иным лицам.

2.11. Должностное лицо прокуратуры края, осуществляющее
личный прием, дает гражданам устное разъяснение по существу
поставленных вопросов, принимает письменное обращение, либо составляет
справку об устном заявлении в ходе личного приема, которая впоследствии
рассматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.12. Принятое на личном приеме письменное обращение не позднее следующего дня  передается работнику канцелярии для регистрации и направления по принадлежности в порядке, определяемом Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450.

2.12.1. Жалобы граждан на действия должностных лиц уполномоченных органов, отказавшихся принять и зарегистрировать сообщение о преступлении, проверяются незамедлительно.

2.13. Дежурные прокуроры принимают граждан без предварительной записи.

2.13.1. Дежурный  прокурор при необходимости  организует  прием граждан руководителями структурных подразделений.

2.14. Максимально допустимое время личного приема по рассмотрению устного обращения не должно превышать 20 минут.

2.15. Регистрация приема граждан  ведется  в книге регистрации приема  посетителей,  при этом отражается содержание ответа, если он дан в устной форме.

2.16. В книге регистрации приема посетителей  отражаются следующие сведения: дата приема, фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, существо обращения, принятое решение, а также содержание ответа, если ответ дан в устной форме.

2.17. При принятии жалобы (заявления) на личном приеме дежурный прокурор обязан проверить наличие достаточных данных для ее рассмотрения  (сведения об органе, принявшем обжалуемое решения, времени его принятия, наличие всех указанных в обращении приложений).  В обязательном порядке  проверяется наличие в обращении подписи  заявителя.

2.18. Результаты личного приема граждан прокурором края, первым заместителем, заместителями прокурора края  отражаются в книге  регистрации приема посетителей и в электронном журнале старшим помощником прокурора края по рассмотрению обращений и приему граждан.

2.19. Учет граждан, принятых начальниками управлений, отделов, старшими помощниками прокурора края ведется руководителями  структурных подразделений в книге регистрации приема.

2.20. Книги регистрации учета посетителей, принятых дежурным прокурором,  хранятся у старшего помощника прокурора края по рассмотрению обращений и приему граждан.

3. Заключительные положения    

3.1.  В ходе личного приема и подготовительной работы по организации
личного приема граждан должностные лица прокуратуры края
подробно и в корректной форме информируют граждан по соответствующим
вопросам.

3.2. При ответах на телефонные звонки оперативные работники  подробно и в корректной форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о должности, фамилии, имени, отчестве лица, принявшего телефонный звонок.

При невозможности самостоятельно и компетентно ответить на поставленные вопросы оперативный работник (дежурный прокурор), принявший телефонный звонок, должен сообщить обратившемуся гражданину телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

3.3. Дежурные прокуроры обязаны разъяснять гражданам основания и порядок рассмотрения их обращений, уведомлять о подведомственности рассмотрения интересующих их вопросов, способах и сроках получения информации об итогах рассмотрения обращений.

3.4. Дежурные прокуроры, старший  помощник  прокурора края  по рассмотрению обращений и приему граждан вправе отказать в
личном приеме гражданам, очевидно находящимся в состоянии опьянения, в случае их бестактного, грубого, агрессивного поведения, а также
лицам, находящимся в виде, оскорбляющем человеческое достоинство.

3.5. В целях недопущения конфликтной ситуации в случае грубого, агрессивного поведения гражданина, прием может быть прекращен. При необходимости дежурный прокурор вызывает сотрудника полиции, осуществляющего охрану здания прокуратуры.