Памятка по защите своих прав при обращении за предоставлением государственных и муниципальных услуг

Уважаемые предприниматели!

Данная памятка подготовлена прокуратурой Красноярского края в целях правового просвещения предпринимательского сообщества и содержит информацию о наиболее важных моментах взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления при оформлении разрешений, лицензий, обращении за иными государственными и муниципальными услугами.

 

Регламентация порядка предоставления государственных и муниципальных услуг

Государственная или муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда либо органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий соответствующих органов.

Вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами.

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в их предоставлении; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом.

Информация о порядке обращения за государственной или муниципальной услугой, перечне документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к заявлению, а также о сроках предоставления государственной или муниципальной услуге содержится в административном регламенте, содержание которого должно доводиться до сведения заинтересованных лиц посредством опубликования на официальном сайте соответствующего органа, на порталах государственных и муниципальных услуг, на информационных стендах.

 

Права заявителя

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:

1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом её предоставления;

2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством, по выбору заявителя;

4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;

5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1) представления дополнительных документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами;

2) представления документов и информации, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, в том числе касающиеся внесении платы за предоставление услуги. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию по собственной инициативе;

3) осуществления действий, в том числе согласований, за исключением получения услуг, документов и информации, включенных в перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Получение государственных и муниципальных услуг

в электронной форме

Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме реализуется через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а также региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).

На региональных порталах должна предоставляться возможность получения сведений об услугах и обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг всех органов соответствующего субъекта РФ (за исключением федеральных органов), если получение услуги в электронной форме не запрещено законом.

В настоящее время существует техническая возможность заказать в электронной форме через портал большинство оказываемых на территории края государственных услуг, а также муниципальных услуг значительного числа органов местного самоуправления края. 

Для получения возможности заказать государственную или муниципальную услугу в электронной форме необходимо зарегистрироваться на одном из порталов, а также пройти идентификацию в одном из Центров обслуживания, расположенных на территории различных государственных учреждений (в том числе, в отделениях Пенсионного фонда,  Почты России, в органах местного самоуправления, на территории отдельных банков – полный перечень Центров обслуживания и графики их работы имеются в соответствующем разделе портала gosuslugi.ru). Для создания личного кабинета юридического лица необходимо предварительно создать учетную запись физического лица, являющегося законным представителем организации, либо имеющего право представлять интересы юридического лица по доверенности).

При подаче заявлений в электронной форме через портал у Вас возникает преимущество в получении услуги вне очереди, а в отдельных случаях – снижается размер оплачиваемой государственной пошлины (для физических лиц), что ведет к экономии Вашего времени и средств, затраченных на оказание услуги.

Основания для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги

Основания для отказа в предоставлении государственных и муниципальных услуг можно объединить в следующие группы:

- предоставление неполного пакета документов заявителем (за исключением документов, которые могут быть предоставлены в порядке межведомственного взаимодействия);

- несоответствие заявителя установленным требованиям (отсутствие у заявителя требуемых законодательством документов либо несоответствие документов установленным требованиям);

- отсутствие оплаты за предоставление государственной или муниципальной услуги (если услуга предоставляется на платной основе).

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности

Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в необходимых случае, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

         Несмотря на то, что процедура выдачи, переоформления, продления лицензии, инициируется направлением запроса заявителя, в отличие от большинства иных государственных услуг выдаче лицензии предшествует проведение проверки в отношении соискателя лицензии или лицензиата. Проведение такой проверки регулируется Федеральными законами от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также специальными федеральными законами.

Ответственность органов государственной власти и местного самоуправления  за нарушения законодательства в данной сфере

Административная ответственность за нарушения со стороны должностных лиц, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, установлена ст.ст. 5.63, 5.63.1 КоАП РФ, ст.ст. 2.3, 2.4 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях».

Состав административного правонарушения образуют следующие действия:

- незаконный отказ в предоставлении услуги;

- необоснованный отказ в приеме документов;

- предоставление услуги с нарушением установленного срока;

- требование должностными лицами для предоставления государственной или муниципальной услуги документов и (или) платы, не предусмотренных законодательством;

- нарушение порядка рассмотрения жалоб, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги;

- нарушение сроков выдачи согласования, необходимого для предоставления услуги.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца с даты совершения административного правонарушения.

Роль органов прокуратуры в устранении административных барьеров в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг

Полномочия прокуратуры:

Проведение проверок в органах власти и местного самоуправления, оказывающих государственные и муниципальные услуги хозяйствующим субъектам.

Возбуждение дел об административных правонарушениях по ст.ст. 5.63, 5.63.1 КоАП РФ  относятся к исключительной компетенции органов прокуратуры.

Помимо привлечения к административной ответственности прокурор вправе опротестовать незаконное решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной услуги, внести представление об устранении нарушений прав хозяйствующего субъекта.

Способы защиты прав предпринимателем

В случаях нарушения Ваших прав Вы вправе обращаться в районные (городские) прокуратуры по месту совершения неправомерных, по Вашему мнению, действий, адреса и телефоны которых указаны на сайте прокуратуры Красноярского края, либо непосредственно в прокуратуру края по адресу:

г. Красноярск, пр. Мира, 32 либо через Интернет-приемную на сайте прокуратуры края krasproc.ru.

другие статьи