О практике взаимодействия органов прокуратуры края и местного самоуправления в 2017 году

08.02.2018 18:03:02

Прокуратурой края на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.

В целях обеспечения единства правового пространства органы прокуратуры активно участвуют в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, принимают меры реагирования, направленные на приведение в соответствие с действующим законодательством муниципальных нормативных правовых актов, предотвращают принятие незаконных актов.

Так, в 2017 году по мерам прокурорского реагирования приведено в соответствие с федеральным законодательством более 4,5 тыс. муниципальных нормативных правовых актов, предотвращено принятие более 2 тыс. незаконных актов. 

Особое внимание органами прокуратуры уделено оценке соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при расходовании бюджетных средств, предупреждению и пресечению противоправных действий в процессе распоряжения муниципальным имуществом, размещения заказов в интересах муниципальных образований.

Повсеместно прокурорами выявлялись нарушения при реализации органами местного самоуправления государственных и муниципальных программ в сфере развития сельского хозяйства, окружающей среды и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Так, муниципальными органами допускаются факты неэффективного, нецелевого расходование средств бюджетов всех уровней, принятие бюджетных обязательств получателями средств бюджета в отсутствие доведенных лимитов финансирования, хищение и присвоение бюджетных средств.

Горрайпрокурорами выявлялись факты нарушений бюджетного законодательства при формировании расходной части бюджетов и освоении бюджетных средств.

Так, прокурором Козульского района установлено, что администрацией района допущено расходование средств субвенций, поступивших из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципальным образованием государственных полномочий, на муниципальные нужды, а именно, на выплату заработной платы и страховые отчисления, на оплату исполнительных листов, коммунальных услуг и т.п.

По выявленному факту должностное лицо администрации района привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.

Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о том, что распространенными остаются нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, связанные с неправомерным заключением контрактов без проведения торгов, дроблением закупок, ограничением конкуренции, незаконным изменением существенных условий контрактов, наличием между заказчиком и участником закупки конфликта интересов, ослаблением контроля за фактическим исполнением поставщиками контрактных обязательств, не принятие надлежащих мер к взысканию с подрядчиков, исполнителей штрафных санкций за нарушение сроков выполнения работ и оказания услуг, приемкой работ ненадлежащего качества, оплатой фактически невыполненных работ.

Например, управлением образования администрации Ачинского района объем закупок у единственного поставщика на основании части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2017 году превысил установленный законодательством предел – 2 млн. руб. и за период с 01.01.2017 по 26.07.2017 составил 3,4 млн. руб. В результате рассмотрения представления Ачинского межрайонного прокурора 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, кроме того, по постановлению прокурора и.о. руководителя учреждения привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ.

Также продолжена работа, направленная на обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Несмотря на наличие у муниципальных органов официальных сайтов, не исключены факты не размещения предусмотренной законом информации в полном объеме.

Так, прокуратурой Дзержинского района установлено отсутствие на официальных сайтах отдельных муниципальных образований в нарушение статьи 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. Прокурором Мотыгинского района установлено отсутствие на сайтах администраций ряда муниципальных образований информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Всего в анализируемом периоде в результате рассмотрения мер прокурорского реагирования в сфере обеспечения доступа к информации 56 должностных лиц муниципальных органов привлечены к дисциплинарной ответственности, 41 - к административной ответственности в виде штрафа.

Как и прежде органы прокуратуры края ориентированы на предотвращение неправомерного вмешательства со стороны органов контроля (надзора) в деятельность органов местного самоуправления, предъявления к ним заведомо невыполнимых требований, необоснованного привлечения к ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления в качестве юридических лиц.

В анализируемом периоде органами государственного контроля в отношении органов местного самоуправления проведено 735 плановых и 117 внеплановых проверок, органами прокуратуры края рассмотрено 71 заявление органов государственного контроля (надзора) о согласовании внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления. По результатам рассмотрения заявлений в проведении 30 проверок отказано.

Работа в данном направлении продолжается.

 

другие новости