О прокурорском надзоре в сфере противодействия коррупции.

08.12.2017 17:32:52

На борьбу с коррупцией ориентированы все государственно-правовые институты, одним из которых являются органы прокуратуры.

Прокуратура - субъект, который осуществляет надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, в том числе дает оценку соблюдению публичными должностными лицами обязанностей, запретов и ограничений, обусловленных их публичной службой (осуществлением полномочий). Кроме того, на прокуратуру возложен целый ряд полномочий по реализации мер административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции. Прокуратура наделена также важными полномочиями по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и их проектов.

Кроме того, органы прокуратуры осуществляют надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, обеспечивают поддержание государственного обвинения в суде по этим уголовным делам, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью. Таким образом, прокуратура участвует во всех составляющих противодействия коррупции.

Результаты надзорной деятельности свидетельствуют о том, что нарушения антикоррупционного законодательства, по-прежнему, носят распространенный характер.

Только в текущем году органами прокуратуры края выявлено свыше 5600 нарушений закона, имеющих коррупционную составляющую. Об устранении данных нарушений принесено 379 протестов на незаконные правовые акты, в суды в порядке уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства прокурорами направлено практически 50 заявлений (исков), к административной ответственности по инициативе прокуроров привлечено 86 лиц.

О недопустимости нарушения законодательства о противодействии коррупции предостережено около 60 должностных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 20 уголовных дел.

Прокурорами внесено свыше 1100 представлений, по результатам рассмотрения которых в дисциплинарном порядке наказано 1349 лиц. При этом если в истекшем году только 3 чиновника были уволены по мотиву утраты доверия, в 2017 году уже в отношении 27 должностных лиц приняты аналогичные решения.

Значительное число выявленных коррупционных нарушений обусловлено несоблюдением должностными лицами обязанностей, запретов, ограничений, установленных в целях предупреждения коррупции (всего 3984).

Как и в истекшем году, в 2017 году чиновники представляли недостоверные (неполные) сведения о своем имуществом положении, использовали служебное положение в личных целях, совершая те или иные действия в условиях конфликта интересов.

К примеру, прокуратурой края установлено, что начальник отдела министерства здравоохранения края осуществляют деятельность в условиях конфликта интересов, поскольку осуществляет контроль за деятельностью своего супруга, являющегося руководителем учреждения здравоохранения. По результатам внесенного прокуратурой края представления служащая министерства здравоохранения привлечена к дисциплинарной ответственности.

В 2017 году прокурорами на системной основе проводились проверки соблюдения публичными должностными лицами требований Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». При этом выявлено свыше 200 нарушений закона в данной сфере, в целях их устранения принесено 133 протеста, внесено 34 представления, 8 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Так, в ходе проведенной прокуратурой края проверки в министерстве образования края установлено, что при наличии у консультанта одного из отделов министерства совокупного дохода за 2013 – 2015 года в размере чуть более 1,5 млн. руб., последний в ноябре 2016 приобрел квартиру стоимостью 2,25 млн. руб., не исполнив обязанность задекларировать источник своих доходов.

Одним из факторов, способствующих развитию и распространению коррупции, является несовершенство законодательства. Действующие нормативные правовые акты нередко содержат нормы, порождающие коррупционное поведение и способствующие злоупотреблению властными полномочиями.

Прокурорами в указанный период на коррупциогенность проверено свыше 42 тыс. нормативных правовых актов и их проектов. В результате выявлено около 1280 нормативных правовых актов, содержавших коррупциогенные факторы. Принесено 1 192 протеста, внесено 66 требований об изменении нормативных правовых актов, 3 представления, в суд направлено 24 заявления, а также направлено 692 письма с замечаниями. Всего в результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы исключены более чем из 1500 нормативных правовых актов их проектов.

Анализ результатов надзорной деятельности свидетельствует о том, что, по-прежнему, наиболее часто выявляются коррупциогенные факторы, связанные с принятием нормативного правового акта за пределами компетенции, широтой дискреционных полномочий.

Прокурорами практически повсеместно оспаривались нормативные правовые акты, возлагавшие на предпринимателей не предусмотренные законом обязанности, ограничивающие свободу экономической деятельности, из административных регламентов по предоставлению услуг исключались коррупциогенные факторы. К примеру, по протесту прокуратуры края коррупциогенные факторы исключены из Закона края от 08.06.2017 № 3-789 «О внесении изменений в Закон края «Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края», предусматривающего увеличение размера оплаты труда лицам, замещающим государственные должности Красноярского края.

В рамках работы межведомственной группы по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы с учетом информации Уполномоченного по защите прав предпринимателей края по поручению прокуратуры края прокуратурой краевого центра проведена антикоррупционная экспертиза постановления администрации г. Красноярска от 12.09.2013 № 471 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа установленных с нарушением определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска», в котором была установлена неопределенность правового регулирования вопросов возврата временных сооружений владельцу. По требованию прокуратуры города коррупциогенные факторы из данного постановления исключены.

Правоохранительными органами края выявлено 621 (+147) преступление коррупционной направленности, из них 85 фактов взяточничества.

Судами края в текущем году рассмотрено 145 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, по 109 из которых постановлены обвинительные приговоры.

В числе лиц, осужденных за совершение коррупционных преступлений, главы органов местного самоуправления и муниципальные служащие Емельяновского, Енисейского, Идринского, Ирбейского, Казачинского, Партизанского, Тюхтетского, Северо-Енисейского районов, начальник одного из отделов краевого министерства природных ресурсов и экологии края, судебные приставы и сотрудники правоохранительных органов, а также руководители и работники государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

В 2018 году органы прокуратуры края продолжат реализацию антикоррупционных мероприятий, предусмотренных Комплексным планом противодействия коррупции.

другие новости