В Красноярском Доме журналиста состоялся круглый стол с участием прокурора Эвенкийского района на тему "Пути и методы обеспечения конституционных прав коренных малочисленных народов (на примере Эвенкии)"

15.02.2012 11:06:00

С. Пальчин, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае: "Думаю, проблемы наши извечны. И хорошо, что есть возможность их открыто, гласно обсудить. Надеюсь, этот круглый стол позволит нам продвинуться в понимании проблем коренных малочисленных народов. Девиз Красноярского экономического форума 2012 года - "Время стратегических инициатив". К сожалению, наши народы в огромном стратегическом плане остаются на обочине этих дорог". Н. Каплин, руководитель аппарата ассоциации "Арун" ("Возрождение") коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района: "По предварительным данным Всероссийской переписи населения, на территории Эвенкийского муниципального района проживает 16 233 человека, из них в сельской местности - 10 700 человек. Вся территория района, в соответствии с распоряжением правительства России, отнесена к местам традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Численность коренных малочисленных народов Севера составляет около 3 400 человек (около 21 процента от всей численности населения района). Хозяйственной деятельностью в прошлом году занималось 670 человек (19 процентов от всей численности коренных малочисленных народов). Это без учёта представителей других этнических общностей - русскоязыческого старожильческого населения, якутов села Ессей, староверов и старообрядцев. Общая площадь Эвенкии составляет свыше 76 миллионов гектаров (около 33 процентов от всей территории Красноярского края). Общая площадь лесных земельных участков, закреплённых за 41 юридическим лицом, составляет 35 миллионов гектаров (46 процентов от всей территории района).

 

- Из 41-го юридического субъекта 21 является общинами коренных малочисленных народов: в их пользовании находится свыше 10 миллионов гектаров леса (без учёта территорий, закреплённых за муниципальным предприятием Суриндинский оленеводческий совхоз и "Традиционное хозяйство Севера"). По данным службы по охране, контролю, регулированию животного мира Красноярского края, для осуществления промышленного рыболовства в районе передано в пользование 22 промысловых участка, 12 из которых - за общинами. Ежегодно общее количество выделяемых используемых лицензий на промысел соболя составляет 20-25 тысяч единиц. Ежегодный объём квоты для осуществления традиционного рыболовства составляет около 40 тонн (в реках - 25, в озёрах - 15). На территории района действует муниципальное оленеводческое племенное предприятие Суриндинское. Поголовье в этом году составляет 4 461 голову (в 2011 году - 4 733, в 2009 - 4 703). Предприятие заготовило в прошлом году около двухсот тонн мяса дикого северного оленя, рыбы - 32 тонны (в 2010 году - 206 и 44, в 2009 - 216 и 44)". А. Гаюльский, депутат Эвенкийского районного Совета III созыва: "Когда регион был самостоятельным, мы формулировали и принимали свои законы и программы. На сегодняшний день тема и политика Северов определена только в области КМНС, а значит, это лишь меры социальной поддержки. Три года у нас ушло на то, чтобы доказать нашему отраслевому министерству, что наша продукция традиционных отраслей хозяйствования КМНС - продукция сельского хозяйств. Согласились. Но где же тогда меры государственной поддержки?

 

- Сегодня крестьянин средней полосы России такую поддержку получает, поступает поддержка на развитие территорий и сельских поселений, а мясо дикого оленя - вроде и не мясо, поскольку мы его не производим, в стойле он не стоит, рыбу в водоёмах не разводим. Но крестьяне, живущие на Северах, не только себя кормят, но и население края. Промысловая пушнина в союзных заготовках составляла от 12 до 15 процентов, а сейчас никаких статистических данных не ведётся. Открываем Эвенкию - ничего не производит. Статистики нет, следовательно, нет мер государственной поддержки. Сегодня мы говорим своим крестьянам: "Вам не повезло, что вы родились в Эвенкии. Родись в Шушенском районе, может быть, меры государственной поддержки были бы". Необходимо через заготовки трудоустраивать на время сезона охотников. Есть краевой закон о социальной поддержке граждан, проживающих на Северах, но это деньги социальные, и мы должны перейти от них к экономической поддержке и не рассматривать коренное население Севера через призму убогих. Люди хотят работать, они хотят и могут зарабатывать". А. Увачан, исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации Эвенкийского муниципального района по вопросам КМНС: "Не совсем уж так брошены люди, хотя есть определённые проблемы, и говорить лишь о социальной поддержке несправедливо. Ведь на поддержку переработки оленьего мяса бюджет муниципального района выделяет 14,5 миллиона. Это была инициатива депутатов, и она была поддержана администрацией. В минувшем году муниципальному предприятию "Традиционное хозяйство Севера" были выделены субсидии на обработку шкурок соболя - 12,5 миллиона. Что касается оленеводства, то это субъектные полномочия. Конечно, поддержку оказывать необходимо, но проблема заключается в том, что в данный момент субсидия рассчитывается исходя из одной головы оленя, который соответственно разводится в племенном хозяйстве. ...".

 

Б. Хатамов, прокурор Эвенкийского муниципального района: "Прокуратурой района вопросам соблюдения законодательства о дополнительных гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера уделяется самое пристальное внимание не только при проверке доводов конкретных обращений от жителей района, общественных формирований, но и при проведении плановых проверок. При выявлении нарушений законов принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования. Практика прокурорского надзора свидетельствует, что органы местного самоуправления в ряде случаев при реализации прав жителей действуют неэффективно. В силу ст. 20, 26 ФЗ от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник осуществляет контроль за деятельностью предприятия, в том числе утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение. Вместе с тем, органы местного самоуправления устранились от решения этих вопросов в отношении муниципального предприятия "Традиционное хозяйство Севера", созданного для обеспечения занятости коренных жителей, что привело к образованию значительной задолженности по заработной плате. С апреля 2011 года и по настоящее время в организации сохраняется задолженность по заработной плате. Мерами прокурорского вмешательства, в том числе судебной защиты прав граждан, удалось добиться её снижения с 8 миллионов рублей в октябре 2011 года до 3,5 миллиона рублей в феврале 2012 года. Вместо того, чтобы принимать меры к погашению задолженности муниципального предприятия перед работниками, депутаты Эвенкийского районного Совета в августе 2011 года с нарушением установленного законом порядка приняли решение о создании ещё одного муниципального предприятия "Тымани", функции и задачи которого полностью дублируют направления деятельности предприятия "Традиционное хозяйство Севера". На принятое решение прокурором принесён протест, который рассмотрен, и решение признано утратившим силу с момента принятия. В настоящее время МП ЭМР "Тымани" фактически не работает, однако вопрос о его ликвидации администрацией ЭМР не решается.

 

- В бюджете Эвенкийского муниципального района предусмотрены меры поддержки в форме субсидии организациям, обеспечивающим занятость населения в пушном промысле. В сентябре депутаты районного Совета уточнили условия предоставления субсидий лицам, занимающимся заготовкой и реализацией шкурок соболя без промышленной переработки. Однако до 7 февраля 2012 года администрацией района так и не были внесены соответствующие изменения в порядок предоставления этих субсидий. Сейчас изменения внесены, но не опубликованы. Это в свою очередь делает невозможным использование бюджетных средств, выделенных на эти цели, и затрагивает вопросы жизнеобеспечения большого числа граждан, проживающих в районе, осуществляющих заготовку и реализацию шкурок соболя, и для которых охота является единственной возможностью получения средств к существованию как их самих, так и членов их семей. В связи с чем прокуратурой в суд направлено заявление о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности по внесению изменений в указанное постановление. В ходе плановой проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства было установлено, что администрацией района в нарушение ФЗ "Об автономных учреждениях" и "О размещении заказов на поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных и муниципальных нужд" создано автономное учреждение "Дирекция по развитию" Эвенкийского муниципального района для того, чтобы заниматься размещением заказов для муниципальных нужд. Передача субсидий из районного бюджета учреждению на указанные в Уставе цели: обеспечение проектирования, строительства, ремонт научных, образовательных учреждений являлась бы незаконной, а расходы - нецелевыми, поскольку такие цели не предусмотрены ФЗ "Об автономных учреждениях". По результатам проверки в администрацию Эвенкийского района направлено предостережение о недопустимости нарушения закона - о запрете перечисления субсидий, также внесено представление с требованием о ликвидации указанного учреждения, которое рассмотрено и удовлетворено. Дирекция по развитию ликвидирована.

 

- Нарушениям законодательства способствует, в том числе, привлечение на муниципальную службу неквалифицированных лиц, не имеющих опыта и достаточного стажа работы. Так, проверкой установлено, что в мае 2011 года в нарушение Закона Красноярского края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" на должность и. о. первого заместителя главы администрации района по делам КМНС назначен А. Увачан, не имеющий опыта работы на руководящих должностях и стажа работы, необходимого для назначения на данную должность. Его назначение в нарушение требований Устава Эвенкийского района, до сих пор, уже 10 месяцев, не согласовано с Эвенкийским районным Советом депутатов. По иску прокурора в суде рассматривается дело о признании распоряжения о назначении А. Увачана на указанную должность незаконным". А. Сутягина, глава посёлка Тура: "Вы проверяли только действия администрации или также руководителей муниципальных предприятий? Думаю, основные нарушения связаны с последними?" Б. Хатамов: "В настоящее время руководитель муниципального предприятия, в бытность которого была допущена задолженность, уволен. Увольнение своё он собирается обжаловать в суде. Причиной образования задолженности являлось то, что счета данного предприятия были заблокированы, налоговой службой выставлены инкассовые поручения в связи с задолженностью около 28 миллионов рублей невыплаченных налогов. В настоящее время эти налоги снижены до трёх миллионов. Если вам выставляют одну сумму, а потом настолько её снижают, судите, правильно работал руководитель или нет. В действиях руководителя муниципального предприятия "Традиционное хозяйство Севера" нарушений прокуратурой по неуплате налогов не выявлено. С точки зрения невыплаты зарплаты руководитель, как предыдущий, так и нынешний, привлекался к административной ответственности за нарушение трудового законодательства".

 

Г. Султанова, руководитель департамента по развитию сельского хозяйства, промыслов и делам КМНС администрации Эвенкийского муниципального района: "Получается, что во всех бедах у нас виновен А. Увачан, который был назначен заместителем главы с мая. Налоговая проверка в том же мае, до его назначения, обнаружила задолженность по налогам и сборам, по заработной плате. Где же логика в том, чтобы это смог выявить ещё не назначенный Увачан? Систематически перечисляются деньги этому хозяйству: краевая субвенция - 21 миллион 190 тысяч. Откуда возникла такая задолженность и как она внезапно образовалась? Когда Антон Владимирович и другие представители власти начали с этим разбираться, пошли непонятные письма, жалобы, что целенаправленно губится это предприятие. Деньги как перечислялись, так и перечисляются. Необходимая помощь оказывается и со стороны края, и со стороны района". В.Денк, начальник отдела антимонопольного контроля Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю: "Антимонопольный орган рассматривает дела, в которых так или иначе существует понятие "экономические" - деятельность, интересы, рынок, товар. Нами рассмотрен ряд дел по нарушению антимонопольного законодательства, допущенного органами местной власти. Учитывая, что КМНС ведут традиционный образ жизни, который представляет собой этносохраняющие виды деятельности, это определяет тот факт, что их деятельность не даёт большого экономического эффекта, но всё-таки требует её сохранения и поддержки в социальной, экономической сферах. Те нарушения, которые мы выявляем, не связаны с деятельностью самих хозяйствующих субъектов, а происходят, как правило, со стороны органов власти, которые в силу действующего законодательства должны защищать права КМНС. Ещё до рассмотрения дел антимонопольный орган предпринимает превентивные меры: направляет письма, предупреждает о существующих нарушениях и требует принять меры, проводит конкурсы, торги. Поднимающуюся волну недовольства можно устранить заранее. Если все хозяйствующие субъекты будут соблюдать закон, будут действовать разумно, рачительно, добросовестно, в соответствии с обычаями делового оборота, а государственные органы станут руководствоваться законодательством в области поддержки, защиты гарантий, прав граждан, тогда у нас будет действительная реализация прав, в том числе КМНС".

 

А. Суворов, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии и охотоведения КрасГАУ: "... Вопрос кадров: мы обучаем охотоведов, но только два человека прошли подготовку из Эвенкии. Хотелось бы, чтобы ребята получали высшее образование. Проблема лицензий придумана государством, чтобы убирать охотников. Лицензия должна проходить как налог". Н. Крикотина, руководитель отдела Главного следственного управления Следственного комитета России по Красноярскому краю: "Соблюдение конституционных прав находится в ведении муниципальной власти. А так как КМНС отдалены от центра, то ответственность должна чувствоваться вдвойне. Наша сфера деятельности не такая большая, но уголовно-процессуальный кодекс - последняя инстанция, которая ставит точку при существенном нарушении прав. Если говорить об Эвенкийском районе, то за последнее время к уголовной ответственности были привлечены пять глав муниципальных образований. Хочется сказать администрации Эвенкийского муниципального района, что у нас есть уголовные дела, которые в настоящий момент закончены производством и направлены в суд в отношении сотрудников администрации за неэффективное использование бюджетных средств на постройку, допустим, поселковой школы. Если начинается разворовывание социальных средств либо они используются не по назначению, это преступная халатность. В продолжение разговора о создании нового муниципального предприятия: это болезнь многих администраций - при наличии предприятия, которое вот-вот станет банкротом, один из первых способов вывода ликвидного имущества при оставлении налогов на предприятии и признании его банкротом. Фактически в бюджет не поступят налоги".

 

А. Зырянов, заместитель директора по науке Центрального биосферного заповедника, доцент СибГТУ: "Вопрос, который уже затрагивался: статистики нет - нет субсидий. В ФЗ-209 об охоте, утверждённом 1 апреля 2010 года, в статье 19 говорится о том, что имеются льготы для представителей КМНС. В частности, там сказано, что охота разрешена в течение года без разрешений. Казалось бы, какая льготная формулировка, а на самом деле она имеет подводный риф: раз без разрешения, значит, никакой отчётности. Поэтому наш совет поддерживает инициативу службы: выйти в правительство, чтобы в этом законе было написано: по разрешению, но бесплатно. Тогда, естественно, статистика будет. Охотники должны отчитываться по существующему правилу об использовании разрешений - платно или бесплатно". Участники круглого стола обсудили проект рекомендаций на имя губернатора Красноярского края. В ходе дискуссии мнения разделились. Часть участников круглого стола, в лице представителей администрации Эвенкийского муниципального района, агентства по делам Севера и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края, а также одного из депутатов Эвенкийского райсовета высказались против их принятия. Другая часть в лице представителей ассоциации "Арун", нескольких депутатов Эвенкийского райсовета поддержала проект. В этом документе была высказана озабоченность по имеющим место фактам нарушения избирательного законодательства в Эвенкийском муниципальном районе в отношении кандидата из числа коренных малочисленных народов в период избрания депутатов Законодательного Собрания Красноярского края в декабре 2011 года.

 

В целях обеспечения конституционных прав и интересов коренных малочисленных народов, во избежание негативных социальных последствий, участники круглого стола, поддержавшие проект, обратились: к К. А. Бочарову, председателю избирательной комиссии Красноярского края с предложением: произвести проверку деятельности Илимпийской территориальной избирательной комиссии Красноярского края в период подведения итогов избрания депутатов Законодательного Собрания Красноярского края и поставить на особый контроль дальнейшую работу Илимпийской территориальной избирательной комиссии Красноярского края; к В. Ю. Кузубову, первому заместителю Губернатора Красноярского края - руководителю Администрации Губернатора Красноярского края с предложением: создать и возглавить рабочую группу с привлечением представителей уполномоченных организаций самоуправления коренных малочисленных народов и независимых экспертов по координации деятельности органов государственной исполнительной власти Красноярского края по выработке регионального механизма, обеспечивающего реализацию конституционных прав и интересов коренных малочисленных народов на региональном и муниципальном уровне; вынести на очередное заседание Совета при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции вопрос о соблюдении антикоррупционного законодательства в деятельности Эвенкийского районного Совета депутатов и Администрации Эвенкийского муниципального района; к В. П. Томенко, первому заместителю Губернатора Красноярского края - Председателю Правительства Красноярского края с предложением: поручить Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края разработать комплексную долгосрочную программу социально-экономического развития "северных территорий", включающую меры государственной поддержки сельскохозяйственным производителям, а также разработать нормативную правовую базу по её реализации; к Л. В. Кузнецову - Губернатору Красноярского края с просьбой взять под личный контроль выполнение изложенных рекомендаций.

другие новости