Предлагаем вашему вниманию интервью прокурора Красноярского края газете «Наш Красноярский край»

12.01.2012 21:42:00

 

«Чтобы победить коррупцию, нужно следовать закону»

Взяточничество – проблема не одного отдельно взятого государства.

Мировым сообществом был выработан комплекс мер, позволяющих искоренить этот недуг из общества. Так, 9 декабря 2003 года Генассамблея ООН подписала антикоррупционную конвенцию. С тех пор этот день является Международным днем борьбы с коррупцией. О том, каких результатов удалось достигнуть в этом году по выявлению коррупции в Красноярском крае и что нового появилось в законодательстве о противодействии коррупции, рассказал прокурор Красноярского края, государственный советник юстиции 2-го класса Юрий Алексеевич БАРАНОВ.

– Юрий Алексеевич, насколько коррупциогенна ситуация в Красноярском крае в сравнении с другими регионами России?

– В крае сосредоточен значительный объем природных ресурсов, работают крупные промышленные предприятия, огромным сибирским хозяйством управляет многочисленный чиновничий аппарат. В условиях бесконтрольности коррупционные риски, безусловно, увеличиваются, особенно при использовании государственного и муниципального имущества, расходовании бюджетных средств, проведении госзакупок и пр. Чтобы не допустить «перегибов», прокуратура организует проверки соблюдения федерального законодательства в поднадзорных органах, в том числе органах власти и управления, контролирующих, правоохранительных органах, соблюдения ограничений государственными и муниципальными служащими, проводит антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, их проектов, и это далеко не весь перечень. Превентивные меры дают свои результаты.

Работаем и с теми, кто уже преступил уголовный закон, поддерживаем обвинение в суде, формируя практику неотвратимости наказания.
Конечно, состояние прокурорского надзора в борьбе с коррупцией в любом регионе оценивается фактами и цифрами. Красноярский край отличается стабильностью и положительной динамикой результатов прокурорского надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства.

Активизации борьбы с коррупцией в крае способствовало правовое урегулирование многих спорных теоретических вопросов, на федеральном уровне принят комплекс антикоррупционных законов, в органах прокуратуры с марта 2008 года создан отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Кроме проверок в органах государственной власти и надзора за расследованием и рассмотрением уголовных дел, специалисты отдела занимаются аналитической работой, организуют антикоррупционную работу в территориях. Аналогичные специализированные подразделения есть в ГУВД, Следственном комитете. Сотрудничаем с ФСБ, Росфинмониторингом, антимонопольной службой.

Анализ показывает, что за истекший период 2011 года в Сибирском федеральном округе меньше зарегистрировано преступлений против государственной власти, снизилось количество выявленных фактов получения взяткок, преобладает так называемая бытовая коррупция, она связана с удовлетворением повседневных потребностей людей: образование, медпомощь, предоставление земли, жилья. В людском сознании по-прежнему не изжит алгоритм действий «чтобы получить, нужно дать». Назрела необходимость формировать в обществе нетерпимость к коррупционным проявлениям.

– Каковы итоги работы прокуратуры Красноярского края в 2011 году?

– В 2011 году было зафиксировано более 5 500 случаев коррупции, принесено около 500 протестов на незаконные правовые акты, которые противоречат закону или содержат коррупциогенные факторы. В суд направлено более 200 заявлений, внесено около 1 000 представлений, по которым к дисциплинарной ответственности было привлечено около 800 человек. По постановлениям прокуроров за совершение коррупционных правонарушений к административной ответственности привлечено примерно 200 лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 12 уголовных дел.

Количество выявленных коррупционных нарушений несколько превышает цифры прошлого года. Это связано и с активизацией работы прокуроров на местах, проведением целевых проверок.

Недавние примеры: по результатам прокурорской проверки на 50 тысяч оштрафован проректор ФГУ ВПО «КрасГАУ», заключивший с нарушениями государственный контракт на ремонтно-восстановительные работы объекта культурного наследия «Торговый дом Гадалова. Модерн, 1912–1913 гг. Архитектор Соколовский».

Общенадзорная прокурорская проверка послужила основанием для возбуждения уголовного дела за превышение должностных полномочий заместителем главы администрации по социальной политике Емельяновского района – руководителя управления социальной защиты населения. Она незаконно распоряжалась муниципальным жильем в ущерб интересам социально незащищенных граждан. Льготные квартиры получили не нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

 

– Соблюдают ли существующие ограничения государственные и муниципальные служащие?

– В настоящий момент проверена достоверность сведений о доходах и имуществе практически каждого муниципального служащего края. Аппаратом прокуратуры края такие проверки проведены в управлениях Росреестра, Федерального казначейства, Росфиннадзора, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Службы судебных приставов, МЧС России, в правоохранительных и налоговых органах, в краевых министерствах социальной политики, сельского хозяйства и продовольственной политики, природных ресурсов и лесного комплекса, службах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания края, по контролю в сфере природопользования края.

Зачастую служащие, в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции, являются владельцами ценных бумаг, имеют доли в уставных капиталах коммерческих организаций, скрывают от работодателя, представляя ложные сведения о своих доходах, сообщают недостоверную информацию об отсутствии того или иного имущества, хотя фактически имеют в собственности квартиры, земельные участки, в том числе в престижных окрестностях краевого центра, и дорогостоящие автомобили.

К примеру, только в Службе судебных приставов края 7 государственных служащих скрыли факты получения доходов от продажи транспортных средств в 2010 году.

Всего в 2011 году прокуратурой установлено 659 фактов нарушений ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции со стороны государственных и муниципальных служащих.

Одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры в последнее время стало выявление случаев наличия у служащих личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей. На сегодня установлено 9 фактов, имеющих признаки конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Нарушения выявлены в Региональной энергетической комиссии, управлении Росприроднадзора по краю, в органах местного самоуправления г. Лесосибирска, Канского, Туруханского и Эвенкийского районов.

Наглядные примеры: руководителем управления образования администрации Эвенкийского района в мае 2011 года по согласованию со службой по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа края заключен муниципальный контракт на поставку продуктов питания в оздоровительные лагеря с единственным поставщиком ООО «Амикан», директором которого является сын служащего. По представлению прокуратуры района руководитель РУО привлечена к дисциплинарной ответственности. Двое служащих Региональной энергетической комиссии имели акции энергоснабжающих организаций и передали их в доверительное управление только после прокурорской проверки.

Во исполнение положений Конвенции ООН против коррупции в российском законодательстве установлены специальные ограничения при трудоустройстве и в отношении бывших государственных и муниципальных служащих. В течение 2 лет со дня увольнения при новом трудоустройстве им следует получать согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов на замещение должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, если в силу своих должностных обязанностей служащими осуществлялись контрольно-разрешительные функции.

В свою очередь, новый работодатель обязан в десятидневный срок сообщить о заключении трудового и иного гражданско-правового договора по последнему месту службы бывшего государственного и муниципального служащего.
Неисполнение работодателем этой обязанности влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ.
В текущем году по этой статье понесли ответственность 10 юридических лиц, заплатив штраф по 100 тысяч. Среди наказанных – ООО «Юридический центр «СуАрИс», которое приняло на руководящую работу бывшего сотрудника правоохранительных органов без уведомления прежнего работодателя.

– Дает ли результаты антикоррупционная экспертиза?

– Согласно закону, антикоррупционная экспертиза названа одной из мер профилактики коррупции. Причем основная роль в осуществлении антикоррупционной проверки нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления отводится именно органам прокуратуры.

Так, в текущем году органами прокуратуры края выявлено свыше 400 нормативных правовых актов, содержавших коррупциогенные факторы, принесено более 260 протестов, внесено примерно 120 требований об изменении нормативного правового акта, внесено 15 представлений, в суд направлено 13 заявлений. Всего в результате вмешательства органов прокуратуры коррупциогенные факторы исключены из 320 нормативных правовых актов.

Наиболее часто коррупционные факторы выявлялись в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, в земельном и градостроительном законодательстве, в законодательстве о собственности и бюджете.
Наибольшее количество коррупциогенных норм вскрыто в нормативных правовых актах органов местного самоуправления Богучанского, Большеулуйского, Иланского, Минусинского, Ужурского и Уярского районов края.

Минусинским межрайонным прокурором опротестовано положение администрации Минусинска «О порядке предоставления субсидий из бюджета города муниципальным предприятиям, осуществляющим текущее содержание, ремонт объектов внешнего благоустройства, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения». Правовой акт не содержал критериев отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий. Отсутствие в нормативном акте четких формулировок всегда создает возможности для злоупотреблений, не позволяет принимать объективные решения. Протест прокурора удовлетворен.

 

– Расскажите об уголовном преследовании за коррупционные преступления, судебной практике.

– За 11 месяцев 2011 года в правоохранительных органах края зарегистрировано свыше 172 преступлений по фактам получения взяток должностными лицами и более 120 преступлений о даче взяток.

В настоящее время в производстве следственных органов находятся уголовные дела, имеющие повышенный общественный резонанс: в отношении должностных лиц администрации Емельяновского района, главы Налобинского сельсовета Рыбинского района, превысивших свои должностные полномочия, первого заместителя главы администрации Новоселовского района, обвиняемого в получении взятки.

Судами края в истекший период текущего года рассмотрено около 180 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении почти 200 лиц. За получение взяток осужден 31 человек, в т. ч. 20 работников сферы образования и здравоохранения, 6 должностных лиц органов власти, в т. ч. 2 главы органов местного самоуправления, 4 работника уголовно-исполнительной системы.
За совершение коррупционных преступлений судами края осуждены главы Частоостровского и Никольского сельских советов Емельяновского района, глава Шалинского сельсовета Манского района, глава г. Ужура и другие должностные лица органов местного самоуправления. К уголовной ответственности за получение взяток и совершение должностных преступлений привлечены сотрудник налоговой службы, действующие сотрудники правоохранительных органов.

Так, приговором Богучанского районного суда осужден начальник отряда исправительной колонии, который за взятку в 25 тысяч незаконно оформил осужденному за тяжкие преступления необходимые документы для последующего условно-досрочного освобождения. В одном из районов Красноярска начальник отдела оперативного контроля налоговой инспекции, обещавший предпринимателю покровительство при налоговых проверках за 110 тысяч рублей, не только лишен должности, но и свободы.

– Как вы оцениваете участие общественных институтов и граждан в противодействии коррупции?

– Только взаимодействие и заинтересованность всех и каждого в борьбе с коррупцией, безусловно, принесет положительный результат. Национальная стратегия противодействия коррупции предполагает активное участие институтов гражданского общества. Сегодня в крае нужную работу выполняют Гражданская ассамблея Красноярского края, около десятка некоммерческих организаций, 15 аккредитованных экспертов проводят независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Активная общественная деятельность – это наш позитивный потенциал, реализуя который можно прогрессивно двигаться вперед, достигать видимых перемен в борьбе с коррупцией.

– Расскажите о последних изменениях в законодательстве о противодействии коррупции.

– 3 декабря 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Они направлены на повышение эффективности антикоррупционных мероприятий.

В соответствии с новым законом депутаты Законодательного собрания края, члены краевого правительства, иные лица, замещающие государственные должности края, обязаны соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами: не заниматься предпринимательской деятельностью, не участвовать в управлении хозяйствующими субъектами, не заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, не получать в связи с выполнением служебных обязанностей не предусмотренные законом вознаграждения, ежегодно представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супругов и несовершеннолетних детей.

Лица, допустившие нарушение указанных требований, согласно закону подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
Аналогично законодатель решил вопрос и об увольнении в связи с утратой доверия государственных гражданских и муниципальных служащих, прокурорских работников, сотрудников полиции, таможни и Следственного комитета России, военнослужащих.

Сведения, необходимые для проверки достоверности доходов и имущественных обязательств государственных и муниципальных служащих, больше не являются банковской или налоговой тайной. Банкиры и налоговики обязаны предоставлять их работодателям на основании запроса, составленного в соответствии с антикоррупционным законодательством.

На основании таких же запросов органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, проводят работу по проверке сведений о доходах чиновников.

Чтобы победить коррупцию, нужно просто следовать закону.

другие новости