Предлагаем вашему вниманию интервью начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Красноярского края Дябкина Сергеея Николаевича журналу "Сибирское купечество" №1 [41] за 2013 год.

05.04.2013 17:29:00

НАДЗОР ПРОКУРАТУРЫ

 в сфере ЖКХ

 

По-прежнему тема ЖКХ остается злободневной и волнительной для красноярцев, поэтому из номера в номер журнал «Сибирское купечество» возвращается к ней.

По вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства мы беседуем с Сергеем Дябкиным, начальником отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Красноярского края.

                                                

С.К.: Какова была статистика нарушений прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2012 году?

С учетом особой социальной значимости вопросы соблюдения законности и обеспечения защиты прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства оставались одним из важнейших направлений надзорной деятельности органов прокуратуры Красноярского края.

Результаты проверок показали, что нарушения в указанной сфере распространены повсеместно, допускаются органами власти края, должностными лицами органов местного самоуправления, а также организациями коммунального комплекса.

В течение 2012 года в сфере ЖКХ выявлено более 5 тысяч правонарушений. В интересах граждан, общества и государства заявлено 820 исковых заявлений. Внесено около 1,5 тысяч представлений, по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 877 правонарушителей. Материалы прокурорских проверок послужили основанием для возбуждения 12 уголовных дел.

 

С.К.: Каким образом осуществлялся государственный жилищный надзор органами власти Красноярского края, выявлялись ли нарушения в их деятельности в прошедшем году? Какие органы оказывают прокуратуре помощь в проведении проверок?

Прокуратурой установлены нарушения закона, допущенные при исполнении полномочий в сфере тарифного регулирования и осуществления государственного контроля за деятельностью организаций жилищно-коммунальной сферы. Так, не осуществлялся государственный жилищный надзор за предупреждением, выявлением и пресечением нарушений при создании и деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, не исполнялись полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг: отопления, горячего и холодного водоснабжения. Ненадлежащим образом обеспечивался контроль в области регулирования тарифов и надбавок. Ежеквартальный мониторинг за реализацией производственных программ организациями коммунального комплекса выполнялся поверхностно, плановые проверки органами регулирования края проведены в незначительной части подконтрольных предприятий от 2 до 5 %.

По требованию прокуратуры Правительством края определен орган, осуществляющий государственный жилищный надзор за деятельностью управляющих организаций, проведена работа по расчету нормативов потребления коммунальных услуг в муниципальных образованиях, ряд  должностных лиц привлечен к дисциплинарной ответственности.

Основным органом контроля в сфере управления  многоквартирными жилыми домами является Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. Органы прокуратуры ежегодно проводят свыше 200 совместных со специалистами данной Службы проверок, выявляются нарушения жилищного законодательства, виновные лица привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений).

Горрайпрокурорами совместно с органами Ростехнадзора проводятся проверки в части соблюдения требований технических норм и правил при эксплуатации  котельных установок, особое внимание данному вопросу уделяется в период подготовки объектов ТЭК к отопительному сезону. В текущем году проведено свыше 300 таких проверок.

 

СК.: Кто в муниципальных образованиях устанавливает тарифы? Как осуществляются проверки утвержденных тарифов?

Предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям, а также тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются органами исполнительной власти Красноярского края исходя из объемов производимых организациями товаров и услуг с учетом утвержденных инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных, местных и иных особенностей.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать только надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с утвержденными предельными индексами, а также тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.

Прокуратурами городов и районов края систематически проводятся проверки соблюдения требований законодательства о тарифном регулировании, в ходе которых дается оценка выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами.

Прокуратурой края проверяются на соответствие действующему законодательству поступившие из министерства ЖКХ края и Региональной энергетической комиссии края проекты нормативных актов об установлении тарифов на все виды коммунальных услуг.

 

С.К.: Любое повышение цен на коммунальные услуги принимается населением весьма болезненно. Выявлялись ли случаи необоснованного завышения стоимости коммунальных услуг и незаконного расходования средств граждан в сфере ЖКХ?

Результаты проверок свидетельствуют о том, что повышение цен на коммунальные услуги зачастую обусловлено объективными причинами, в том числе увеличением производственных затрат, ростом цен на топливо, необходимостью увеличения заработной платы, изменением объема производства и т.п.

Вместе с тем выявлены и факты хищения финансовых ресурсов в сфере ЖКХ. Так, на основании материалов проверки исполнения законодательства о тарифном регулировании, проведенной Минусинской межрайпрокуратурой, 26.06.2012 возбуждено и расследуется уголовное дело по факту мошеннических действий (ч. 3 ст. 159 УК РФ) в отношении директора ООО «Ермак», которым представлены поддельные документы в Региональную энергетическую комиссию Красноярского края для расчета тарифа на транзит тепловой энергии в подтверждение расходов предприятия: в 2008 году на сумму 6 695 201 рублей, в 2009 году на сумму 9 630 183 рублей. Действия руководителя ООО «Ермак» привели к необоснованному увеличению тарифов для ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» на тепловую энергию, продаваемую неопределенному кругу лиц, в том числе населению, предприятиям и организациям г. Минусинска, п. Зеленый Бор. Вопрос о возмещении ущерба будет решен по результатам расследования уголовного дела.

В результате принятия прокурорами мер реагирования управляющими организациями в 2012 году возвращены гражданам неправомерно израсходованные средства в сумме свыше 54 млн. руб. По представлениям горрайпрокуроров осуществляется перерасчет платы за жилое помещение, за текущий и капитальный ремонт общедомового имущества, за оказанные коммунальные услуги.

К примеру, по представлениям прокурора Советского района г. Красноярска управляющая компания вернула на лицевые счета многоквартирных жилых домов 16 млн. руб., которые без согласия собственников жилых помещений неправомерно были израсходованы на ремонт общедомового имущества, в том числе на установку непригодных к эксплуатации коллективных приборов учета.

Управляющей организацией ООО УК «Жилбытсервис» было собрано с жильцов 2, 24 млн. Руб. на содержание и ремонт общедомового имущества, данные денежные средства были направлены на благоустройство без согласия собственников жилых помещений. По иску прокурора Кировского района суд признал незаконным такое расходование средств на благоустройство придомовой территории и обязал управляющую организацию уменьшить задолженность собственников жилого дома на указанную сумму.

В городе Канске в результате принятых мер прокурорского реагирования жильцам многоквартирных домов осуществлен перерасчет платы за жилые помещения на сумму 1,12 млн. руб. За допущенные нарушения порядка ценообразования руководители трех управляющих организаций привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. руб.

Всего по материалам прокурорских проверок о незаконном расходовании денежных средств граждан в 2012 году следственными органами возбуждено 9 уголовных дел.

 

С.К.: Во многих муниципальных образованиях не выполнены запланированные ремонтные мероприятия. Каковы результаты прокурорского вмешательства?

Проверки, направленные на выявление фактов невыполнения мероприятий инвестиционных и производственных программ, органами прокуратуры проводятся сравнительно недавно – с 2010 года. За это время горрайпрокурорами выявлено достаточно много фактов невыполнения запланированных мероприятий.

В результате принятых в 2012 году мер прокурорского реагирования организациями коммунального комплекса проведены ранее запланированные и не выполненные в срок ремонтные работы на сумму более 3,8 млн. руб.

Например, прокуратурой Иланского района выявлено частичное невыполнение ООО «ЖКХ» в 2011 году объема работ инвестиционной программы по модернизации тепловых сетей на 2010-2012 г.г. По результатам рассмотрения представления прокурора района ООО «ЖКХ» выполнило работы по капитальному ремонту колодцев и водопроводных сетей на сумму 400 тыс. руб.

Ачинской межрайпрокуратурой установлено, что МУП «АКС» не выполнило запланированный в 2011 году объем работ по капитальному ремонту водопроводных сетей на общую сумму 37 млн. руб. В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой внесено представление, во исполнение требований прокуратуры организовано проведение ремонтных работ объектов инженерной инфраструктуры, в настоящее время выполнены работы на сумму свыше 3 млн. руб.

ООО «Коммунальщик Канского района» частично не выполнило запланированные производственной программой мероприятия на общую сумму 200 тыс. руб. по приобретению оборудования. В целях устранения нарушений закона межрайпрокуратурой в суд направлено исковое заявление о понуждении предприятия провести работы по замене задвижек и устройству высокочастотного преобразователя на насосной станции, заявление находится на рассмотрении.

Все указанные работы осуществляется за счет предприятий, каких-либо дополнительных денежных средств с граждан не взимается.

 

С.К: Известно, что в прошлом году в начале отопительного сезона на территории Красноярского края имели место факты неправомерного прекращения подачи электроэнергии и теплоснабжения в жилые дома и социальные объекты нескольких муниципальных районов.

В результате мер прокурорского реагирования восстановлены права на теплоснабжение для более чем 10 тысяч жителей в Козульском, Канском, Ирбейском, Партизанском и Саянском районах края. В связи с задолженностью организаций коммунального комплекса за потребленные ресурсы ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не обеспечили подачу необходимого объема ресурсов 16 муниципальным котельным, обслуживающим жилые дома и социальные объекты. При этом в Козульском и Ирбейском районах учтена задолженность организаций предыдущих ресурсоснабжающих организаций, в Партизанском районе в состав задолженности включены штрафные санкции за нарушение срока исполнения предписания.

Незаконные действия гарантирующего поставщика и теплоснабжающей компании привели к тому, что без ресурсоснабжения остались тысячи граждан, в том числе 2 тысячи учащихся школ, 300 воспитанников детских дошкольных учреждений и около 350 работников и пациентов организаций здравоохранения. В целом, тепло не получили 26 социальных учреждений.

Прокурорами названных районов безотлагательно подготовлены и направлены в суд исковые заявления об отмене режима прекращения подачи электроэнергии. Электроснабжение возобновлено по требованиям прокуроров в порядке обеспечения исковых заявлений в день их подачи.

Факты ненадлежащей подготовки к отопительному сезону жилищного фонда и объектов теплоснабжения установлены в Емельяновском, Канском, Каратузском, Козульском, Назаровском, Саянском, Ужурском и Шушенском районах края, городах Красноярск и ЗАТО г. Зеленогорск.

В Казачинском, Назаровском, Нижнеингашском районах края и г.Красноярске отмечены случаи нарушения сроков и не выполнения в полном объеме ремонтных работ на объектах энергосетевого комплекса. В отдельных случаях ремонт котельных и тепловых сетей проведен только после вмешательства органов прокуратуры.

Так, Назаровской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту непринятия СХП ЗАО «Владимирское» мер по подготовке к отопительному сезону котельной, которая является единственным источником теплоснабжения п. Преображенский. В целях защиты прав жителей межрайпрокуратурой директору СХП ЗАО «Владимирское» внесено представление, в суд направлено исковое заявление. Во исполнение законных требований прокурора на котельной проведены подготовительные работы, получен акт готовности ЕМТУ Ростехнадзора.

 

Таким образом, состояние законности и характер выявляемых прокуратурой нарушений закона свидетельствует о необходимости и в дальнейшем осуществления системного надзора за соблюдением законодательства и прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе при расходовании средств, направленных на его модернизацию.

другие новости