«У истоков формирования отдела организационного обеспечения и контроля прокуратуры Красноярского края»

24.11.2016 19:40:37

В Юбилейную годовщину (295 лет) учреждения Петром I нового государственного органа, Прокуратуры, хочется поделиться своими воспоминаниями о периоде работы Прокуратуры Красноярского края конца 70 - начала 90гг прошлого века.

Одним из направлений, обеспечивающих слаженную, четкую работу органов прокуратуры края, являют вопросы организации работы и контроля исполнения. Ведь Прокуратура, как орган государственной власти, это «око государево», а в самой прокуратуре тоже «око», позволяющее решать как внутренние проблемы организации работы, так и, главное, осуществлять действенный надзор за соблюдением исполнения законов исполнительными, контролирующими органами власти, предприятиями, хозяйственными обществами, общественными организациями, людьми.

Основные формы и методы организации работы и контроля исполнения сложились давно. Должность помощника прокурора по контролю была введена в штат прокуратуры еще в начале 50-х годов прошлого века и сводилась к простейшей форме контроля за рассмотрением жалоб, заявлений граждан, взятых прокурором при их рассмотрении на особый контроль, сроками выполнения поручений вышестоящих прокуроров и с совмещением работы по систематизации законодательства. Конечно, в то время выполнение указанных функций носило, на мой взгляд, иной, более упрощенный порядок деятельности.

Но по прошествии времени, ряд направлений отпочковались, выросли в самостоятельные структурные подразделения.

Так, по вопросам систематизации законодательства, пропаганды права была введена должность помощника прокурора.

Или, к примеру, уже в период моей работы, как старшего помощника прокурора края, было выделено в самостоятельное направление, первоначально старший помощник прокурора, и позднее создан отдел по работе с жалобами и заявлениями граждан, ведению личного приема (ведь это один из источников информирования прокуратуры о «сбоях» в исполнении в крае законов). Таким образом от простейшей формы контроля за сроками рассмотрения контрольных документов (карточка контроля по документу передавалась помощнику прокурора), произошел переход к более сложному построению - создание структурного подразделения, ответственного за состояние работы органов прокуратуры края с жалобами, заявлениями, обращениями граждан, их прием.

Углублялись, совершенствовались методы организации работы по направлениям: организация планирования работы прокуратуры края на квартал, (позднее было изменено - на полугодие), перспективное планирование на более длительный срок, в том числе в координации с другими правоохранительными органами; организация выездов для проверки работы прокуратур окружного, городского, районного звена; проведение обобщений результатов проверок соблюдения законов по направлениям деятельности, судебно­-прокурорской и следственной практики; вынесение вопросов на рассмотрение коллегии, координационных, оперативных совещаний, (планирование и порядок работы указанных формирований: коллегии, координационных и оперативных совещаний).

Особое внимание в работе старшего помощника уделялось документам, поступающим из вышестоящих прокуратур. По их рассмотрению руководством прокуратуры края начальник канцелярии после доклада передавал старшему помощнику с резолюцией руководителя. Указанный документ становился контрольным с обеспечением мер по его исполнению.

По все этим направлениям впервые был подготовлен сброшюрованный документ, включающий в себя регламентацию организации работы аппарата Прокуратуры Красноярского края, а также организацию работы с информационными письмами, приказами, распоряжениями прокурора края и документами, поступающими из вышестоящих Прокуратур.

В период моей работы в должности край являлся самым крупным структурным формированием в РСФСР (86 единиц структурных построений): в состав края входили Хакаская автономная область, Таймырский и Эвенкийский автономные округа (со своими территориальными делениями), пять межрайонных прокуратур, ряд прокуратур городского подчинения, и 26 прокуратур сельскохозяйственных районов края, в последних трудились, как правило, только прокурор района и следователь прокуратуры, что порождало определенную специфику взаимодействия и контроля за организацией работы как малочисленных аппаратов, так и крупных формирований.

Постановка организации работы и контроль исполнения не мыслимы без совместной слаженной работы всех структурных подразделений аппарата, их руководителей, носит коллективный характер и направлена на совершенствование деятельности прокурорского надзора.

Практически ежегодно силами руководителей структурных подразделений осуществлялись взаимопроверки деятельности подразделений аппарата. Работа носила достаточно сложный характер. В ходе проверок изучалась работа зональных прокуроров по руководству группой прокуроров закрепленной зоны, оценивался уровень влияния отдела на выполнение задач на местах, а также выполнение необходимой работы по предмету деятельности, ответственным за которое был назначен сотрудник, так как в тот период времени действовал предметно-зональный принцип организации работы. По результатам проверок руководством принималось решение о вынесении отчета руководителя отдела на рассмотрение коллегии либо оперативного совещания, выявлялись не только недостатки, но и положительные формы руководства районным звеном.

При подготовке вопросов на рассмотрение коллегии прокуратуры края на старшего помощника прокурора возлагалась, наряду с руководителем исполнителя, ответственность за качество подготовленного документа, что в свою очередь приводило к тому, что старший помощник обязан изучить представленный документ, при выявлении недочетов обсудить с курирующим заместителем прокурора края, начальником отдела, исполнителем и обеспечить устранение выявленных просчетов. Только тогда документ выносился на рассмотрение коллегии.

Достаточно высокой являлась производственная нагрузка на старшего помощника при том уровне оснащенности: наличие в работе только пишущей электрической машинки. Очень много сведений приходилось отражать на бумажных носителях, то есть вручную вносить коррективы в документы, что требовало больших трудозатрат. Поэтому для меня в тот период времени было нормально выходить на работу в субботний день, что позволяло восполнить то, что упускалось в течение рабочего дня, рабочей недели.

На бумажных носителях (журналах) велся учет выездов в районные прокуратуры, проверок, поручений, направление информационных и индивидуальных писем, заданий в конкретную прокуратуру. Все эти документы перед направлением на место представлялись старшему помощнику для учета и последующего контроля, в ряде случаев это давало возможность рационально относится к направлению документов на места, скоординировать работу структурных подразделений в подготовке единого документа.

Отдельно в разрезе районов велся учет не только замечаний, выявленных недостатков, допущенных в организации работы, установленных структурными подразделениями краевого аппарата, но положительных достижений.

Наличие указанных сведений оказывало помощь не только при планировании работы по руководству районным звеном. Но и в работе аттестационной комиссии прокуратуры края при рассмотрении аттестаций сотрудников районного звена, представленных прокурорами районов, а также аттестаций прокуроров городов и районов, представляемых в Прокуратуру РСФСР. Это была действенная форма взаимодействия старшего помощника, отдела кадров и других структурных подразделений, что в ряде случаев позволяло разобраться членам аттестационной комиссии в фактическом состоянии дел.

Надо отметить, что в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века вопросам организации работы органов прокуратуры и контроля исполнения предавалось большое значение прежним Генеральным прокурором СССР А.Д. Рекунковым. С учетом этого позднее был определен статус помощника прокурора, как старший помощник, и повышена роль сотрудника по обеспечению контроля, как члена коллегии прокуратуры.

С сомнениями я переходила на работу помощника прокурора по контролю. К моменту перехода я около 3-х лет проработала следователем прокуратуры, 9 лет - помощником прокурора по делам несовершеннолетних. Считала, что работа помощника в этом направлении носит формальный характер, оторвана от конкретных ситуаций (частично с работой была знакома, в силу того, что около двух лет периодически исполняла обязанности помощника прокурора по контролю, совмещая с работой в отделе).

Моя предшественница Тамара Михайловна Дружинина, была специалистом с большой буквы, имела богатейший опыт работы, свои знания изложила в одном из ее последних обобщений практики организации работы прокуратуры края по итогам 1977-79гг, который называла свой «лебединой песней», к сожалению, по состоянию здоровья ушла на пенсию.

Сложности при выполнении обязанностей явились и в том, что к моменту назначения на должность, вопрос был согласован в Прокуратуре РСФСР, но я не являлась членом партии. В этой связи до вступления в кандидаты в члены КПСС, числилась исполняющей обязанности. Это тоже реалии тех лет.

К примеру, при выездах в командировки мне как беспартийному представителю Прокуратуры края, возглавляющему бригаду проверяющих, необходимо было в административном отделе Крайкома КПСС получить документ, подтверждающий мой статус ответственного лица прокуратуры края, согласно которому предоставлялось право ознакомления с документами районного комитета КПСС, касающихся организации на месте мер борьбы с преступностью, нарушениями законности. По приезде к месту проведения проверки необходимо было на приёме у Первого секретаря Райкома КПСС, предъявить документ, позволявший знакомиться с работой райкома КПСС. В ходе проверки с учетом выявленных недостатков, просчетов либо положительных моментов в работе прокуратуры определить место и роль прокурора в решении поставленных задач. По окончании проверки ее результаты надо было также доложить в районном комитете и исполкоме.

При приеме в кандидаты члена КПСС мне было дано партийное поручение о проведении в краевом аппарате мероприятий, связанных с внутрипартийной учебой членов КПСС, беспартийных. В тот период в партийной организации выписывался журнал «Коммунист». Сам журнал, как издание, являясь главным партийным журналом, был интересен по многим вопросам с приходом в 1986 году главного редактора академика И. Фролова, известного экономиста О. Лациса, который возглавлял, как заместитель главного редактора направление экономического развития. А отдел экономики журнала возглавлял Е.Т.Гайдар. Эта смена руководства журнала стала одним из важнейших знаков начавшейся перестройки.

Публикации журнала «Коммунист» давали темы для обсуждения на внутрипартийных занятиях. Как известно, в июле 1987 года Пленум ЦК КПСС рассмотрел концепцию экономической реформы, носящий комплексный характер, связанный с радикальной перестройкой централизованного     руководства экономикой, коренного изменения планирования, реформы ценообразования, финансово-кредитного механизма, это перевод предприятий на полный хозяйственный расчет. Эти принципы хозяйствования и конкретные формы были заложены в новый Закон о государственном предприятии, вступившим в силу в 1988 году (ныне не действующий).

С принципиальных позиций перестройки и ее сути - демократизации, ставилась задача обеспечения прочной законности, совершенствования законодательства. Законность призвана ограждать Общество от злоупотребления властью, гарантировать права и свободы граждан. Закон должен решительно стоять на строжайшем соблюдении интересов Общества, запрещая то, что может нанести ущерб общественным интересам, но при этом необходимо было избегать формализма, заорганизованности в работе.

Таким образом годы работы в должности совпали с годами начала перестройки, происходившей в стране, и выполнением партийного поручения. «Алгеброй» современной общественной жизни стало новое понимание экономики, но в тот период ни в учебниках, ни программах повышения квалификации возникшее понимание не находилось. Появились новые термины: инфляция, безработица, бедность, бюджетный дефицит. Специалисты предприятий проходили экономический всеобуч.

Невольно возникали вопросы о месте и роли прокурорского надзора за соблюдением законов. Перед нами встал вопрос: как система органов прокуратуры края может влиться в этот всеобуч. Ведь экономика перестала быть сферой узкопрофессионального интереса.

Самые жгучие, основополагающие проблемы нашего Общества стали решаться прежде всего в экономике. Это была стадия зыбкого движения, полемик, споров противоположных мнений. В аппарате прокуратуры края вопросы обсуждались и на внутрипартийных занятиях, оперативных совещаниях, обсуждались публикации в центральной и местной прессе, но многие считали, что перестраивать нам ничего не надо, мы все выполняем верно. А вопросы возникали, как увязываются государственный план и социалистический рынок, упорядочивание цены и не ущемление интересов той или иной групп населения. Что сделать, чтобы помочь становлению активной части производительных сил в борьбе с уравниловкой, кто тормозит перестройку. Но главное, место органов прокуратуры в этом происходящем процессе.

Вопросы были вызваны жизненной необходимостью и пониманием руководства прокуратуры Красноярского края того времени (прокурор края Г.Ф. Елизарьев, первый заместитель прокурора края А.Н. Трифонов, начальник отдела кадров В.М.Чеботарев, начальник отдела общего надзора Г.Ф. Бархатова, заместитель начальника отдела Л.И. Меньшикова, начальник отдела В.Г. Зыков и многие, многие другие). Ведь гарантия успеха в организации работы - это сознательное понимание процессов и преобразований в экономике.

С учетом этого, как одной из форм понимания места прокуратуры в обеспечении соблюдения законности, были организованы, а затем и проведены кустовые семинары на базе Канской, Минусинской, Назаровской, Ачинской межрайонных прокуратур, города Красноярска, ответственными были действовавшие в то время прокуроры. Это опыт предприятий: Канский биохомический комбинат (ответственный Канский межрайонный прокурор Г.Д.Артеменко); Ачинский глиноземный комбинат (ответственным за подготовку был Ачинский межрайонный прокурор Н.К. Сарапулов); по сельскому хозяйству (ответственными за подготовку были Минусинский межрайонный прокурор А.В. Волков, Назаровский межрайонный прокурор А.К. Рединский), в городе Красноярске - Красноярский алюминиевый комбинат (Советский район), Завод цветных металлов (Ленинский район) ответственным за подготовку прокурор города Н.Н.Жукова. Участие специалистов предприятий, перешедших на новую форму хозяйственных отношений, их выступления оказали воздействие на привнесение знаний участников семинаров в экономические процессы нового уклада жизни, происходившие в крае.

Немаловажную роль в понимании возникших проблем, подготовки и проведения кустовых семинаров сыграли молодые сотрудники отдела общего надзора, работавшие в то время в аппарате прокуратуры края, при их активном участии были проведены указанные семинары: это Левчук Наталия Иннокентьевна, Киреева Татьяна Юрьевна, Деппершмидт Нина Александровна. На одном из кустовых семинаров в г. Минусинске группа участников сфотографировались на память. В то время мы не могли оценить важности вклада, привнесенного в понимание процессов идущей перестройки, в утверждении роли прокуратуры на новом направлении.

А время показало - в знании - сила, но достижение определенных результатов - это слаженная совместная работа всего коллектива, в этом и кроется одна немаловажная черта деятельности органов прокуратуры по вопросам организации работы и контролю исполнения.

(Ладыгина А.А. - пенсионер органов прокуратуры, бывший старший помощник прокурора Красноярского края)

другие новости