Прокурор края Савчин М.М выступил на VI экологической конференции «Охрана окружающей среды и промышленная деятельность на Севере».

12.10.2017 16:50:23

Сегодня, 12.10.2017 г  в Красноярске начала работу шестая экологическая конференция ПАО «ГМК Норильский никель»  «Охрана окружающей среды и промышленная деятельность на Севере». Соорганизаторами Конференции также выступили Сибирский федеральный Университет и Научно-исследовательский институт проблем экологии при поддержке ряда общественных организаций.

В работе конференции приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти, органов контроля, крупных промышленных предприятий, научных  и общественных, экологических организаций, прокуратуры Красноярского края.

На пленарном заседании выступил прокурор Красноярского края Савчин М.М., рассказав о приоритетных направлениях надзорной деятельности в сфере обеспечения экологической безопасности и хозяйствующих субъектов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям Красноярского края.

Он отметил, что актуальность и необходимость обсуждения вопросов экологической безопасности крайне важна, поскольку обеспечение конституционного права на благоприятную окружающую среду затрагивает интересы каждого человека.

Реализация права на благоприятную окружающую среду, обеспечение рационального природопользования, соблюдение законности в указанной сфере – одно из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры края.

 Красноярский край в составе Сибирского федерального округа является крупнейшим регионом не только по занимаемой площади,  но и по всем важнейшим макроэкономическим показателям.

Потребности экономики обеспечивает богатый природно-ресурсный потенциал.

Одно из лидирующих мест наш край занимает и по уровню воздействия на компоненты природной среды.

Только на территории Арктической зоны осуществляют деятельность свыше 100 предприятий, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в том числе 40 недропользователей, имеющих лицензии на изучение, разведку и добычу полезных ископаемых.

На Севере края действует мощнейшая производственная база,  имеющая огромный потенциал развития,

Это – Заполярный филиал горно-металлургического комбината «Норильский никель», нефтегазодобывающая компания «Ванкорнефть».

На их долю приходится 50% объёмов промышленного производства края.

Создание и развитие производства в суровых климатических условиях требует масштабных инвестиций, в том числе на развитие социальной инфраструктуры края, его Северных территорий. 

В то же время, являясь основой экономического благосостояния региона, именно предприятия металлургии и добывающих отраслей производства оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую природную среду.

Несмотря на пристальное внимание федеральных и региональных органов исполнительной власти, правоохранительных органов к вопросам экологической безопасности, результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том,  что  состояние окружающей среды на территории региона,  в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, остаётся неудовлетворительным.

Расширение экономической деятельности неизбежно влечет обострение экологической ситуации, истощение запасов природных ресурсов, загрязнение воды, воздуха, почвы. 

Существенными проблемами являются: отсутствие эффективной системы управления отходами, осуществление хозяйствующими субъектами деятельности в отсутствие необходимых разрешительных документов либо вопреки предусмотренным в них условиям, негативное воздействие на водные объекты, а также многочисленные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.

Являясь надзорным органом, прокуратура в то же время выступает партнёром хозяйствующих субъектов и органов власти в достижении общих целей: восстановление компонентов окружающей среды, возмещение причинённого экологии вреда, реальное устранение выявленных нарушений, соблюдение баланса интересов жителей края, бизнеса и власти. 

Принятыми прокуратурой мерами более 500 природопользователей получили необходимую разрешительную документацию.

Почти 300 мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов ликвидированы силами органов местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами.

Кроме  того, в бюджеты различного уровня поступили платежи за негативное воздействие на окружающую среду в размере более 90 млн рублей.

Действующим законодательством довольно чётко определены нормы и правила такого загрязнения, соблюдение которых позволит свести к минимуму степень негативного воздействия на окружающую среду.

Неукоснительное исполнение хозяйствующими субъектами законодательства об охране окружающей среды, соблюдение баланса экологических и экономических интересов, отказ от экстенсивного осуществления предпринимательской деятельности и освоение новых, более экологичных технологий производства, безусловно, окажет положительное воздействие на экологическую обстановку в регионе.

Вместе с тем сдерживающими факторами развития предпринимательства являются: недостаточное использование контролирующими органами профилактических мер, направленных на предупреждение нарушений экологического законодательства, дефицит доступных информационно-консультационных ресурсов, в отдельных  случаях – неясность и противоречивость нормативных актов.

Кроме того, отмечается высокий уровень административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов,  в связи с чем, первостепенной для органов прокуратуры является задача снижения административного давления на бизнес.

В 2017 году в органы прокуратуры края из контролирующих органов, непосредственно осуществляющих экологический контроль, поступило 10 проектов планов на 2018 год, предусматривающих проведение около тысячи проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По результатам изучения проектов планов органами прокуратуры края исключено свыше 120 проверок.

Кроме того, ежегодно органы прокуратуры  края отказывают контролирующим органам в согласовании около 50% внеплановых проверок.

Сегодня, в целях обеспечения экологической безопасности региона, в том числе Северных территорий, предотвращения экологических правонарушений, перед органами прокуратуры стоит задача объединить усилия правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов.

Контролирующим органам необходимо обеспечить соразмерность государственного экологического контроля и надзора, с учётом состояния экологической обстановки, данных экологического мониторинга.

В свою очередь, хозяйствующим субъектам следует принять исчерпывающие меры к надлежащему  выполнению предусмотренных законом обязанностей.

Тем самым, минимизировать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций экологического характера, которые могут привести  к загрязнению окружающей среды и  причинению ущерба экологии региона.

Следует признать, что в рамках реализации долгосрочных задач по освоению  природных богатств Севера,  создание эффективной правовой модели регулирования общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды,  невозможно без изменения экологического законодательства и требует решения на федеральном уровне.

Необходимо: ввести процедуру страхования хозяйственной деятельности, оказывающей наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, установить особые режимы природопользования и охраны окружающей природной среды в Арктической зоне, дифференцировать требования                 по загрязняющим веществам,  разработать их нормативы, проводить государственную экологическую экспертизу всех реализуемых на территории Арктической зоны проектов, обеспечить эффективное использование механизмов эколого-экономического  стимулирования.

В заключение выступления прокурор края подчеркнул, что роль органов прокуратуры  в непростых современных социально-экономических условиях возрастает. Мы открыты для конструктивного диалога, в то же время намерены  принимать весь комплекс мер прокурорского реагирования для обеспечения законности.

другие новости