Справочная информация

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
krpro@krasinter.ru

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

О взимании платы за услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов

21.09.2012 12:54:00

Анализ имеющихся в прокуратуре края материалов о деятельности управляющих компаний показывает, что в настоящее время распространены факты взимания с граждан организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, платы за приемку в эксплуатацию (регистрацию и опломбирование) индивидуальных приборов учета потребленных коммунальных ресурсов.

Вместе с тем положения действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», складывающаяся судебная практика по обозначенному вопросу свидетельствуют о незаконности указанных действий.

Обязательным элементом процесса управления многоквартирным домом является деятельность по предоставлению гражданам, проживающим в доме, коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ при наличии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, в порядке, установленном Правительством РФ.

До 31.08.2012 в данной сфере правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. С 01.09.2012 в силу вступили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, не содержали понятия «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», не определяли момент возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленные коммунальные ресурсы, не устанавливали в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета. Положениями указанных Правил на собственников жилых помещений не возлагалась обязанность по заключению договоров на оказание услуг по снятию показаний и опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета, расположенных в принадлежащих им жилых помещениях. Кроме того, действующими нормативными актами не регламентировалось, что ввод индивидуального прибора в эксплуатацию в обязательном порядке должен включать в себя процесс опломбирования мест установки индивидуальных приборов учета.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, определили порядок и понятие ввода в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета потребленных коммунальных ресурсов, в соответствии с пунктами 31, 33, 81 которых ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника помещения.

Однако обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни одной из редакций Правил, ни иными правовыми актами, платность такой услуги для потребителя не следует и из положений Жилищного кодекса РФ.

Между тем, отсутствие в действующем законодательстве нормы права, которая бы относила расходы по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребленных ресурсов на одну из сторон, не может толковаться в пользу организации и ущемлять интересы абонента-потребителя, выступающего экономически слабой стороной отношений, от которой недопустимо требовать исполнения обязанности, влекущей для нее дополнительные расходы, если только такая обязанность не установлена нормативным правовым актом.

Учитывая, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, включающее их опломбирование, исполнитель производит в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ для осуществления своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги, а также с целью реализации своего права на контроль за их потреблением, на эту сторону договора управления многоквартирным домом и должно быть возложено бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий, как опломбирование.

Кроме того, требуя с граждан оплаты услуг по опломбированию мест установки индивидуального прибора учета, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, навязывает им дополнительные платные услуги, обременяет регистрацию приборов учета дополнительной платной услугой в нарушение п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», в силу которой запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров, работ, услуг (апелляционное определение Томского областного суда от 23.03.2012 по делу № 33-621/2012, кассационное определение Тамбовского областного суда от 05.03.2012 по делу № 33-669 к/ж, решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.08.2012 по делу № А33-9757/2012 и др.).

Решением Красноярского УФАС России от 24.01.2012 по делу                              № 475-10-11 действия ООО УК «Красжилсервис», выразившиеся во взимании платы граждан за работы по приему в эксплуатацию (регистрацию и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, признаны незаконными.

Активную работу по защите прав граждан в указанной сфере проводят прокуроры Кировского, Центрального, Советского и Ленинского районов города Красноярска, которыми в управляющих компаниях и товариществах собственников жилья установлены факты незаконного взимания с жильцов платы за опломбирование приборов учета в размере от 500 до 2500 рублей с человека.

В целях устранения выявленных нарушений указанными прокурорами в организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, внесены представления, в суд при наличии оснований, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, направлены исковые заявления в интересах конкретных граждан о возврате указанных средств. Всего в текущем году направлено свыше 110 таких заявлений, 40 из которых рассмотрены и удовлетворены в полном объеме, остальные находятся на рассмотрении. 

В связи с принятыми мерами реагирования управляющая компания Кировского района города Красноярска ООО «УК «Жилбытсервис» в сентябре 2012 года приступила к самостоятельному и добровольному возврату денежных средств гражданам, уплаченных за опломбирование мест установки приборов учета холодной и горячей воды.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее по тексту – Положения).

В соответствии с п. 8 Положений действия по вводу приборов учета электрической энергии в эксплуатацию, по установке пломб, по снятию показаний приборов учета совершаются гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и сетевыми организациями без взимания платы.

В настоящее время по факту взимания с граждан платы за опломбировку приборов учета электрической энергии управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в отношении ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

другие новости