Справочная информация

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
krpro@krasinter.ru

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

О порядке применения законодательства в сфере оплаты коммунальных услуг

29.05.2012 16:37:00

В практике применения законодательства, регулирующего отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, допускается неоднозначное толкование норм о порядке начисления гражданам платы за коммунальные услуги.

В настоящее время порядок начисления платы, осуществление ее перерасчета и изменения урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 (далее по тексту – Правила). При этом необходимо учитывать внесение в данный правовой акт существенных изменений постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Следует выделять три периода, связанных с действием различных требований законодательства к начислению платы гражданами коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление):

  1. с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23.05.2006 № 307 (с 09.06.2006 до 09.06.2011 (дата начала действия редакции данного документа от 06.05.2011);
  2. с 09.06.2011 до 31.08.2012 (дата окончания действия постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006);
  3. с 01.09.2012, то есть с момента вступления в силу в полном объеме постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» № 354 от 06.05.2011.

При этом независимо от периода, в который производилось оказание услуг и начисление платы, неизменным является зависимость размера платы от оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) и индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов.

В этой связи возможны следующие варианты оснащения многоквартирного дома приборами учета:

  • жилой дом не оборудован коллективным и индивидуальными приборами учета;
  • жилой дом оборудован общедомовым, но не оборудован индивидуальными приборами учета;
  • жилой дом оборудован общедомовым и помещения частично или полностью оборудованы индивидуальными приборами учета;
  • при оборудовании помещений индивидуальными приборами учета отсутствует общедомовой.

При отсутствии каких-либо приборов учета в первом периоде плата за отопление начислялась согласно п. 19 Правил в соответствующей редакции и являлась равным произведению площади конкретного помещения, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на нее (формула № 1 приложения № 2 к Правилам).

В указанный период времени п. 19 Правил предусматривал не только ежемесячное начисление платы исходя из нормативов потребления, но и корректировки размера платы за отопление один раз в год с учетом размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (формула № 2 приложения № 2 к Правилам).

В соответствии с п. 19 начисление платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение производилось с учетом количества лиц, проживающих в жилом помещении, норматива потребления соответствующего коммунального ресурса и установленного тарифа (формула № 3 приложения № 2 к Правилам). При этом корректировка должна была производиться один раз в квартал, а в случае если это предусмотрено договором управления – один раз в год, с учетом определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем размера платы за коммунальный ресурс (формула № 4 приложения № 2).

При оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета и отсутствии индивидуальных приборов плата за отопление определялась в соответствии с п. 21 Правил и была равна произведению площади жилого помещения, тарифа на тепловую энергию и среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (формула № 7 приложения № 2). При отсутствии сведений об объеме потребления за предыдущий год плата начислялась исходя из норматива потребления тепловой энергии (формула № 1 приложения № 2). При этом исполнителем 1 раз в год производилась корректировка размера платы с учетом показаний общедомового прибора учета (формула № 8 приложения № 2).

Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение (формула № 6 приложения № 2) в данном случае определялся исполнителем коммунальных услуг с учетом показаний общедомового прибора учета (за вычетом объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в нежилых помещениях) и количества проживающих граждан. В данном случае корректировка не предусматривалась.

При оборудовании помещений жилого дома частично или полностью индивидуальными приборами учета и наличии коллективного прибора учета плата за отопление в соответствии с п. 22 (п. 19) Правил в жилом помещении, не оборудованном прибором учета, определялась с учетом площади конкретного помещения, норматива потребления тепловой энергии и тарифа (формула № 1 приложения № 2 к Правилам). В данном случае предусмотривалась корректировка 1 раз в год по формуле №2 приложения № 2. В оборудованном индивидуальным прибором учета жилом помещении согласно п. 23 Правил плата начислялась исходя из площади жилого помещения, тарифа на тепловую энергию и среднемесячного объема потребления энергии за предыдущий год (формула № 7 приложения № 2), размер платы корректировался один раз в год по формуле № 10 приложения № 2 к Правилам.

Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, согласно п. 22 (п. 19) определяется с учетом количества проживающих граждан, норматива потребления и тарифа (формула № 3 приложения № 2), при этом корректировка должна производиться один раз в квартал, а в случае если это предусмотрено договором управления – один раз в год, с учетом определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем размера платы за коммунальный ресурс (формула № 4 приложения № 2). В помещениях, которые оборудованы прибором учета, плата начислялась по формуле № 9 приложения № 2, а проведение корректировки ее размера не предусматривалось.

В соответствии с п. 16 Правил при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета и при отсутствии коллективных, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов.

Анализ судебной практики показал, что управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями допускались нарушения прав граждан при проведении в соответствии с п. 19 Правил корректировки платы за коммунальные услуги в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.

Например, в соответствии с договором теплоснабжения, заключенным между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, при отсутствии общедомового прибора учета количество тепловой энергии определяется по приборам учета, установленным на теплоисточнике, с последующим распределением пропорционально максимальным часовым нагрузкам присоединенных потребителей на основании Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.09.1995 № 954). То есть количество тепловой энергии, поставленной в жилой дом, необоснованно определяется энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок балансовым методом.

Поскольку тепловая энергия поставляется для отопления жилого фонда, то правоотношения, возникающие в связи с этим, регулируются нормами жилищного законодательства. При отсутствии общедомовых приборов учета в жилых домах расчеты потребленного жителями коммунального ресурса должны производиться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. В связи с этим проводимая управляющей компанией корректировка платы за коммунальные услуги не должна вести к увеличению расходов граждан на коммунальные услуги. Ресурсоснабжающая организация не вправе выставлять управляющей компании счета за потребленные коммунальные ресурсы выше, чем предусмотрено нормативами (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 № 525/09; Определение ВАС РФ от 24.02.2011 N ВАС-989/11 по делу N А50-6238/2010; решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.12.2009 № А33-8082/2009 и др.).

С принятием Правительством Российской Федерации постановления от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» неизменным остался предусмотренный п. 16 Правил порядок начисления платы гражданам при наличии в помещениях индивидуальных и отсутствии общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. Внесенные указанным постановлением Правительства РФ изменения не затронули предусмотренный п. 21 Правил порядок начисления платы в случае оборудования дома коллективным прибором учета и отсутствии индивидуальных.

Вместе с тем с принятием указанного постановления отменены предусмотренные п. 19 корректировки размера платы как за отопление, так и за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение (в случае отсутствия каких-либо приборов учета коммунальных ресурсов).

Так, в письме Минрегиона РФ от 04.10.2011 № 27005-АП/14 «О корректировке размера платы за коммунальные услуги» сообщается, что после вступления в силу изменений в постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 указанные выше корректировки были полностью исключены.

Выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, в настоящий момент не предусмотрено и, как следствие, незаконно.

Кроме того, с 06.05.2011 внесены изменения в части начисления гражданам, проживающим в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым и частично или полностью индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, платы за холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение.

В результате изменений плата гражданам независимо от наличия индивидуальных приборов учета начисляется по формуле № 9 приложения № 2 к Правилам (в редакции от 06.05.2011). С внесением вышеуказанных изменений в Правила изменился порядок распределения гражданам, жилые помещения которых не оборудованы индивидуальным прибором учета, разницы между объемом потребления коммунального ресурса по коллективному прибору учета и суммарным объемом потребления данного ресурса в жилых помещениях по индивидуальным приборам учета и нормативу потребления.

До внесения изменений в Правила вышеуказанная разница, приходящаяся на жилые помещения, не оборудованные индивидуальным прибором учета, разделялась пропорционально занимаемым площадям, с внесением изменений – пропорционально объемам потребления, определенным исходя из нормативов потребления.

Кроме того, особым образом осуществляется правовое регулирование начисления платы гражданам в случае непосредственного управления многоквартирным домом. Собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 7 Правил.

К правоотношениям между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией применяются правила ст.ст. 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре энергоснабжения. Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Положения абзаца 2 пункта 7 Правил содержат специальные требования к установлению размера платы собственникам помещений в многоквартирном доме за коммунальные ресурсы, поставляемые им непосредственно ресурсоснабжающей организацией в зависимости от наличия индивидуальных и коллективных приборов учета.

В соответствии с абз. 2 п. 7 Правил в случае отсутствия приборов учета в многоквартирном доме расчет платы производится в порядке, установленном  п. 19 Правил, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, вне зависимости от наличия у собственников индивидуальных приборов учета.

Согласно позиции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации из смысла абзаца 2 пункта 7 Правил следует, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил, то есть по нормативу потребления, что не противоречит ст. 157 ЖК РФ (определение от 19.06.2008 № КАС08-236).

С 01.09.2012 в полном объеме вступают в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Действующие Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, утрачивают силу с 31.08.2012.

другие новости