Справочная информация

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
krpro@krasinter.ru

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Об особенностях правового регулирования приватизации служебных жилых помещений

29.05.2012 10:57:00

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.03.2012 № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл» высказал позицию по вопросу принятия собственниками муниципального жилищного фонда решений о приватизации муниципальных служебных жилых помещений.

Часть первая статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запрещает приватизацию служебных жилых помещений.

Вместе с тем частью второй статьи 4 данного Закона собственникам жилищного фонда или уполномоченным им органам, а также предприятиям, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждениям, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации положение ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Одним из способов отчуждения жилых помещений муниципального жилищного фонда может выступать приватизация.

Общие принципы реализации местным самоуправлением права муниципальной собственности также регулируются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 3 ст. 51).

Таким образом, положение ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предполагает обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению.

Предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.

Вместе с тем решения о приватизации муниципальных служебных жилых помещений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений. Органы местного самоуправления должны исходить из критериев, на основании которых приватизация должна осуществляться в каждом конкретном случае.

В связи с этим реализуя свою компетенцию в сфере имущественных отношений, органы местного самоуправления, исходя из объективных показателей развития муниципального образования и потребностей жителей, вправе устанавливать порядок и условия приватизации служебных жилых помещений (в том числе для неопределенного круга лиц). При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе издавать нормативные правовые акты, ограничивающие право органов местного самоуправления принимать решения о приватизации муниципальных служебных жилых помещений.

другие новости