Справочная информация

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
krpro@krasinter.ru

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

О новой контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд

24.06.2013 9:54:00

С 01 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Новый закон, также как и действующий Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирует правоотношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, но содержит ряд принципиальных отличий.

Так, Законом «О контрактной системе» исключены из сферы действия такие отношения как оказание услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры, а также закупка товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена новая процедура планирования закупочной деятельности государственными и муниципальными заказчиками. Со следующего года планирование будет осуществляться поэтапно: составление планов закупок;
формирование планов-графиков закупок; обоснование закупок; нормирование закупок.

Заказчикам предоставлен больший набор процедур для закупки необходимых товаров, работ, услуг: открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; аукцион в электронной форме; закрытый аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного поставщика. В качестве основной процедуры законодателем предлагается использовать открытый конкурс.

Не предусмотрено Федеральным законом «О контрактной системе» понятия  одноименных товаров, работ и услуг.

Максимальная сумма, на которую могут быть закуплены товары, работы, услуги по одному договору как и ранее составляет 100 тыс. рублей. При этом максимальный объем средств, который заказчик вправе расходовать таким способом не может превышать 5 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем 50 млн. рублей в год.

Нововведением Федерального закона «О контрактной системе» является наличие обоснования начальной (максимальной) цены контракта даже в случае его заключения с единственным поставщиком.

В целом новым законом императивно определены пять методик обоснования начальной (максимальной) цены контракта: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод;  тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Важное нововведение касается возможности заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Однако такое условие должно быть предусмотрено контрактом. Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае существенных нарушений поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий исполнения контракта.

Кроме того, вводится также обязанность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.

Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению заказчика, включается в реестр недобросовестных поставщиков (ранее только по решению суда).

Помимо субъектов малого предпринимательства Федеральный закон «О контрактной системе» вводит привилегии для дополнительных участников - социально ориентированных некоммерческих организаций.
У субъектов малого предпринимательства, также у социально ориентированных некоммерческих организаций, заказчик будет обязан осуществить закупки в объеме не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком (ранее не менее 10 и не более 20 процентов от общего годового объема закупок). При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Предусмотрена абсолютно новая, ранее не применяемая, процедура антидемпинговых мер. Смысл её заключается в том, чтобы не допустить к заключению контракта недобросовестных участников, которые значительно снижают цену во время торгов, а после заключения контракта и получения аванса бесследно исчезают. Критерием определения демпинговой заявки является предложение участником цены на 25 и более процентов ниже, чем начальная (максимальная) цена контракта.

В качестве условия применения антидемпинговых мер при проведении конкурса или аукциона с начальной ценой контракта более 15 млн. рублей является предоставление участником закупки обеспечения исполнения контракта в размере в полтора раза выше, чем это предусмотрено документацией о закупке.

При проведении конкурса или аукциона с максимальной ценой контракта менее 15 млн. рублей наряду с полуторным размером обеспечения заявки предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность такого участника.

Дополнительными новациями в системе закупок стали мероприятия по наблюдению за закупочной деятельностью заказчиков. Среди таких мероприятий предусмотрен мониторинг закупок, представляющий собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

Введена возможность проведения Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации аудита в сфере закупок, а также осуществления общественного контроля за закупочной деятельностью гражданами, общественными организациями и объединениями юридических лиц.

другие новости